Боги и духи зерна

Автор:

Пшеница и ячмень были для Египта драгоценными базовыми продуктами питания. Житницы фараона не случайно вошли в легенды, ведь они всегда были полны. Однако от года к году урожаи могли существенно различаться. Поэтому египтяне призывали целый сонм богов, богинь и духов следить за их припасами.

Великий Нил, река-кормилица, делал египетские земли плодородными при помощи спасительного наводнения, но народу важно было быть уверенным еще и в том, что жизненный цикл зерновых культур от прорастания зерна до вызревания колоса будет протекать успешно.

Рененутет — богиня жатвы

Имя «Рененутет» — в древнегреческой транскрипции Эрмутис, или Термутис -переводится как «змея-кормилица». Она была богиней жатвы и главным божеством-покровителем зерна в Древнем Египте. «Я — та, что питает Обе Земли!» -заявляет она. Рененутет впервые упоминается в «Текстах пирамид» (около 2600 г. до н. э.) и принимает обычно облик змеи. Иногда она изображается кормящей Непри, бога зерна. В гробнице Рамсеса III (1198-1166 гг. до н. э.) мы можем увидеть ее портрет рядом с аллегориями зерна и продовольствия, подписанными как «изобилие пищи», «податель зерна», «продовольствие» и «пропитание» — это духи, воплощающие различные формы запасов зерна, необходимых для всей страны.

Непри, воплощенное зерно

Из богов зерна наиболее знаменит Непри, которого также называют Непер или Непи в зависимости от транскрипции. Более того, он является скорее персонификацией зерна, нежели божеством, о чем свидетельствует удивительное древнее изображение из погребального храма Сахура

(2458-2446 гг. до н. э.). Здесь Непри участвует в торжественной процессии образов плодородия Нижнего Египта, следуя за «Расцветом», женщиной с внушительными формами; «Очень-зеленым», заболоченной или затопленной землей, и «Подношением». За ним идет «Полнота». Неподалеку можно увидеть и Ху, «Пищу».

Непри тоже очень тучен; его тело от головы до ног наполнено зерном, которое изначально было изображено желтой краской.

Изображения Непри

Следует отметить, что подобный портрет Непри — огромная редкость. Это божество очень редко появляется перед нами в своем телесном воплощении; чаще всего его присутствие обозначается при помощи идеограммы зерна — три зернышка пшеницы, — которая традиционно помещается над его головой. В процессиях Непри, как правило, занимает почетное место, указывающее на его значимость: в погребальном комплексе Пепи II (2246-2152 гг. до н. э.) он возглавляет шествие, однако чаще всего следует сразу за Нилом.

Перет; сезон и богиня прорастания

Наряду с Непри и Рененутет нам известны многие другие аллегории зерна. Чаще всего их можно увидеть в сценах процессий фигур плодородия, которые египтяне изображали на нижней части стен храмов. К ним относится и Перет, женское начало, которое символизирует прорастание зерна, а также второй сезон (сезон прорастания) египетского календаря. Во всех процессиях эта богиня идет перед Шему, третьим сезоном, временем жатвы, что вполне логично. Так, в процессии, изображенной на наружной северной стене пронаоса Эдфу, Перет держит в руках два колоса — обещание будущего урожая.

image002

Шему: бог и сезон сбора урожая

Шему, чье появление предвещает богиня Перет, следует сразу за ней. Шему — это одновременно период сбора урожая и персонификация этого сезона. Неудивительно, что и его символами тоже являются колосья. Так, в «комнате времен года» фараона Ниусерры (2426-2392 гг. до н. э.) Шему, изображенный в виде мужчины, несет на голове сноп колосьев, а спереди закрыт пальмовым листом, идеограммой времени года, частью которого он является. В Эдфу Шему, держащий поднос со съестными припасами, следует за Перет, прорастанием зерна.

Если Перет — обещание хорошего урожая, то Шему — осуществление обещанного. В древних текстах его называют «урожай во всей своей безупречности, изобилие во всех продуктах, пышно цветущий». Шему, которого мы видим на фрагменте барельефа из Дейр-эль-Бахри, действительно несет в руках все обещания достигшего зрелости зерна: два пучка колосьев. В левой руке у него пшеница, а в правой — ячмень с шестью зелеными и охряно-красными зернами.

Шаи: участь и изобилие

Что же до Шаи, то это не дух зерна в привычном смысле этого слова, а скорее дух-кормилец, задача которого — защищать Египетское царство, обеспечивая его пропитанием. Именно от него во многом зависит участь всей страны и ее народа. Кстати, имя Шаи и означает «участь». Подобно Рененутет Шаи изображался со змеиной головой, традиционно символизирующей возрождение и плодородие. Его портрет мы можем увидеть в Эдфу: здесь Шаи держит в руках поднос с хлебом. Зерно и хлеб — именно в этом Египет всегда нуждался больше всего!

Процессии эдфу

Две процессии, изображенные на наружных стенах наоса храма Эдфу, являются ключевыми элементами для понимания образов всех этих божеств. Возглавляют шествие царь и царица. За ними следуют Нил и зеленеющие луга. Потом идут змеи-кормилицы, Непри в сопровождении носилыцицы хлеба, а за ними — поставщики продуктов ко столу богов вместе с божественными коровами. Следом выступают всевозможные продукты питания. Последняя пара, Нил и Луг, замыкают шествие. Похожую процессию можно увидеть и в самом пронаосе. И здесь тоже важное место занимают зерно и другие продукты питания: колосья, зерна, хлеба, лепешки… Добавим, что пиво, национальный напиток египтян, изготавливалось из ферментированного ячменного хлеба, — и значимость этого святилища будет вам понятна!




Родился 21 апреля 1984 года, в городе Одесса. Рос в семье потомственных артистов драмы и театра. Часто бывал…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 + девять =

Наверх