Дни благоприятные и неблагоприятные

Автор:

Определенные дни года считались более благоприятными, чем другие. Египтяне не делали предсказаний, пользуясь звездными картами или хрустальными шарами, но они учитывали дни рождения, дни радостей и дни невзгод своих богов.

Египтяне верили в благоприятные или неблагоприятные свойства дней в году. Речь идет ни в коем случае не об астрологии в том виде, в котором мы знаем ее сегодня. Она появилась в истории намного позже, в римскую эпоху, и за пределами Египта. Египтяне же верили во влияние мифологии на жизнь людей, в силу событий из истории их богов, которые делали определенные дни благоприятными или неблагоприятными, счастливыми или несчастливыми. Некоторые дни, между тем, были более священными, чем другие: таким образом, события из жизни богов могли по-разному влиять на простых смертных. В зависимости от того, случалось ли с богами что-то хорошее или, наоборот, про- исходили несчастья, египтяне создавали целые календари, целые списки счастливых и несчастливых дней.

Именно поэтому, пока одни жрецы, которых называли «толкователями часов», разбирались в астрономии, и в их обязанности входило определять даты различных церемоний, другие жрецы, «толкователи календарей», занимались изучением положительных и отрицательных свойств определенных дней в году. Следует уточнить, что эти счастливые или несчастливые дни выпадали на годовщины определенных мифических событий. Речь ни в коем случае не идет об определении благоприятных или неблагоприятных свойств дней в зависимости от того, что происходит на небесах или как двигаются звезды!

Соответственно, египтяне обращались к прошлому и легендарным, мифическим событиям, для того чтобы предсказать будущее живых людей. Во время различных раскопок исследователи смогли обнаружить и обнародовать календари в форме таблиц, в которых можно было найти некоторые объяснения этой практики. Однако информация в разных документах порой противоречива, поэтому сложить все эти данные в единую систему очень трудно, ведь то, что в одном календаре считалось счастливым, в другом календаре вполне могло быть указано, как несчастливое.

luxor_2

Дни не могут быть нейтральными

Списки дней, как правило, составлялись в виде таблиц, в которых каждый день делился на три части: утро, день и вечер. День не обязательно был хорошим (или плохим) от начала до конца, у каждой трети были свои особенности, которые определялись исходя из мифологии. Так, одна треть дня могла быть счастливой, в то время как другая треть того же самого дня считалась неблагоприятной. Ночь a priori считалась несчастливым временем. Некоторые найденные археологами документы, как, например, остракон из Дейр-эль-Медины, датированный эпохой Рамессидов, вместе с предсказаниями содержат и выводы, которые делались из них.

Это значит, что в документах есть определенные указания, которым нужно следовать, чтобы поведение было правильным. Действительно, предсказания и действия, которые из них вытекают, представляют собой определенные правила жизни, которые, в соответствии с приключениями второстепенных и великих богов, призывают вести себя правильно в повседневной жизни.

Порой в календаре могут быть упомянут также праздник божества и мифическое событие, которое лежит в основе благоприятного или неблагоприятного толкования того или иного дня. Предлагается также и детальное описание этих событий. Когда боги предрекали несчастливые события, люди приспосабливались таким образом, чтобы отдалить от себя влияние богов.

Подобное назначение этих календарей очень важно: читая предсказания, мы можем заметить, что они освещают именно те аспекты повседневной жизни, которые были ближе всего сердцам египтян. Боги могли предсказывать худшие из бед — в первую очередь голод, жажду, болезни, другие стихийные бедствия — или же решения государственных судов. И, напротив, благоприятные дни пророчили здоровье, процветание, успех, изобилие и достаток. Например, несчастье ожидало того, кто отважился бы отведать рыбу 26 числа месяца хойяк. С такой же осторожностью следовало относиться и к 16-му, 22-му и 23-му дню этого же месяца, так как все они были наполовину хорошими и наполовину дурными. Некоторое облегчение ожидало людей в день под названием мехир (последний день любого месяца), так как он считался счастливым от начала и до конца, во всех трех частях.

Отображение повседневных тревог

Несчастливые дни составляли примерно треть всех дней древнеегипетского года. Надо сказать, что они очень многое сообщают нам о тревогах египтян. Эти календари — нечто большее, нежели просто списки, полные суеверий. Они показывают нам страхи и ежедневные переживания этого народа, против которых должны его были защитить разнообразные поверья, указанные в календарях. В них люди видели способ избавления от невзгод. Обереги, магия, жрецы, жертвоприношения — все должно было защищать от несчастливой судьбы.

Каким же образом благоприятная или неблагоприятная сущность того или иного дня действительно сказывалась на повседневной жизни? Судя по всему, несчастливые дни мало влияли на ежедневную деятельность египетского народа. Люди не настолько боялись их, чтобы жертвовать своими делами. К примеру, эти дни никак не сказывались на рабочих днях. Действительно, только дни, носившие название «эпагоменальных», были не только неблагоприятными, но и полностью нерабочими.

Долгая традиция

Примеры обнаруженных древних календарей показывают, что раз за разом, из года в год, в календарях неизменно появляются одни и те же предсказания на один и тот же день. Ученые обнаружили, что документы Позднего периода могли воспроизводиться из года в год лишь с небольшими изменениями в днях. Еще позднее, когда христианство пришло в Египет, коптские святые заменили египетских божеств. С приходом ислама их быстро заменили мусульманские праведники.

На протяжении этих эпох древние мифы и легенды по-прежнему оставались в календарях, но в искаженной форме; они использовались повторно в несколько ином виде. Более того, египетская календарная традиция послужила примером для некоторых других, так как похожие характеристики можно заметить в римских государственных календарях. В них в качестве справки используются важные события из политической жизни.




Родился 21 апреля 1984 года, в городе Одесса. Рос в семье потомственных артистов драмы и театра. Часто бывал…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × три =

Наверх