Египетские царицы

Автор:

 

Египтологи часто спорят о том, были ли так называемые «сцены божественного рождения» Хатшепсут и Аменхотепа III во дворце Дейр-эль-Бахри и Луксоре соответственно пропагандистскими или религиозными документами (или, возможно, и тем и другим). Довольно распространено мнение, что Хатшепсут была вынуждена использовать новые методы утверждения своего права на трон и завоевания политического положения из-за своей половой принадлежности. Но это не дает объяснения тому, зачем Аменхотепу III (и позднее Рамсесу II, в некоторых сохранившихся сценах), не имевших подобных проблем, понадобилось использовать миф о своем божественном происхождении. В своей книге «Чудесное рождение царя Амон-Хотепа III и другие египетские исследования» (1912) Колин Кэмпбелл доказывал, что причины для создания сцен рождения Хатшепсут и Аменхотепа III первоначально были скорее религиозными, чем политическими, и относились к замещению культа Ра культом Амона, поэтому нужно было представить царя сыном бога Амона, а не бога солнца Ра. Тем не менее отмечалось, что Амона уже именовали отцом царя еще во времена правления Яхмоса, за три поколения до Хатшепсут. По существу, вопрос о причинах, по которым Хатшепсут делала акцент на своем божественном происхождении, до сих пор остается открытым.

Неоднородность информации, как правило, ведет к проблемам толкования, однако у нас нет сомнений в том, что проблемы с интерпретацией правления Хатшепсут, возникшие в XX в., происходят, по крайней мере частично, из допущений и личных предубеждений египтологов, которые заставляют их не только ошибаться в объяснении существующих свидетельств, но и попросту безосновательно создавать полуфантастические образы царицы, зачастую обращаясь (по большей части некстати) к более поздним стереотипам правительниц из западной истории, таким как Елизавета I и Виктория. Например, Мишель Райе, размышляя о возможных взаимоотношениях Хатшепсут и Сененмута, приводит примеры из российской истории:

«Она, кажется, поддерживала в некотором роде интимные отношения со своим архитектором Сененмутом, который, вероятно, был отцом ее дочери Неферуры. Возможно, он был для нее тем же, что и Потемкин для Екатерины II, которую Хатшепсут во многом напоминала».

Помимо Хатшепсут, были еще две египетские «царицы», правлению и личности которых многие ученые уделяли самое пристальное внимание: Нефертити (одно из ее скульптурных изображений стало своего рода знаменитостью) и Клеопатра VII, последняя представительница династии Птолемеев и один из значительных образов кинематографа в XX в. Мы поговорим более подробно о Нефертити и Клеопатре в последней главе этой книги, поскольку жизни этих двух египетских цариц пересекаются на арене современной массовой культуры.

 




Родился в Омске в 1964 году. Единственный ребенок в семье. Отец работал на заводе транспортного машиностроения, мать –…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать + тринадцать =

Наверх