Имена собственные

Автор:

В Древнем Египте имя человека имело огромное значение. Эта статья первая в нашей небольшой серии, посвященной именам собственным. Сначала мы рассмотрим значение имени и его функции, а в следующих статьях расскажем о самых известных именах египтян и их фараонов.

Имя, вне зависимости от того, кому оно принадлежало, богу или человеку, животному или даже обозначало предмет, было очень важно для древних египтян. Оно считалось одной из основных составных частей личности. Знать чье-то имя — будь то имя бога или имя человека — значит иметь власть над ним. О значении имен говорится во многих египетских текстах. Так, до нас дошел миф, повествующий о том, как бог Птах сотворил мир, произнеся одно за другим названия его составных частей.

Значимость имени

Один из самых показательных в этом смысле рассказов дошел до нас в нескольких версиях; лучше всего сохранилась та из них, что сегодня выставлена в Туринском египетском музее. Этот рассказ называют «Легендой об Исиде и Ра». Он никогда не был частью какого-либо собрания художественных или религиозных текстов. Он представляет собой длинное введение, которое обосновывает эффективность некого заклинания, приведенного в конце и предназначенного для лечения укусов змей и скорпионов. Легенду рассказывает Селкет, богиня-скорпион, сестра Исиды.

Она говорит о том, что у бога Ра было несколько обличий и имен, но самое тайное свое имя знал только он сам. Исида, могущественная богиня и опытная заклинательница, решила любой ценой разузнать имя Ра. И, в конце концов, она придумала хитрость… Ра был уже совсем стар, так что иногда слюна стекала у него из уголка рта и капала на землю; Исида тщательно собрала эту слюну и смешала ее с землей, вылепив змею. Тем самым она совершила акт творения, создав существо, совершенно чуждое Ра. Богиня выпустила змею на дорогу, по которой шел бог, и во время своего ежедневного путешествия Ра был ужален ею.

Он почувствовал сильнейшую боль, но не мог понять, что же с ним случилось. Испуганный Ра созвал всех богов, умоляя их избавить его страданий, но никто не мог ничего поделать. И только Исида пообещала исцелить его, если он назовет ей свое истинное имя. Ра называл ей имена одно за другим, но истинного имени среди них не было; боль стала терзать его еще сильнее, и тогда, втайне от других богов, Ра поведал свое имя Исиде, тем самым дав ей власть над творцом вселенной. И тогда Исида изгнала яд из тела Ра и избавила его от боли.

Слава

Слава, тесно связанная с именем, также имела огромное значение для египтянина; именно слава побуждала людей, приходивших в погребальный храм умершего, читать заклинания, чтобы тот получил подношения. Что же до людей, совершивших особенно тяжкие преступления при жизни, то их имена и даже их изображения нередко стирались со всех памятников, в том числе и со стен гробниц. Это действие лишало их шансов на загробную жизнь в ином мире, и тем самым их личность полностью и безвозвратно уничтожалась. Чаще всего так поступали именно с преступниками (см. текст в рамке), реже — с фараонами, преемники которых не одобряли их поступков, и даже с божествами (так, имена и изображения Амона и других божеств были уничтожены в период правления Эхнатона).

Имена простых египтян

В Древнем Египте имен и фамилий в нашем понимании не существовало. Чтобы идентифицировать себя или представиться, египтянин использовал свои основные титулы, за которым следовало имя, данное при рождении, а также в некоторых случаях мог указывать свое происхождение. Основное имя чаще всего давала ему мать. Древнеегипетские имена собственные в большинстве своем представляют собой настоящие маленькие фразы, пожелания защиты или славной участи для только что родившегося ребенка. Обычно египтянин всю жизнь носил одно и то же имя, но иногда в определенных ситуациях мог называть себя несколькими именами или прозвищами. Стоит отметить, что в египетских семьях было принято давать старшему сыну имя отца. Поскольку нередко отношения между собой продолжали поддерживать как минимум три поколения, использование прозвищ позволяло избежать путаницы.

_118

Заговор в гареме

Последние годы правления Рамсеса Ш (1183-1152 гг. до н. э.) были омрачены масштабным заговором, вошедшим в историю как «заговор в гареме». Вторая супруга фараона, Тип, заручившись поддержкой высших сановников из ближайшего окружения фараона, попыталась сделать своего сына Пентаура наследником престола. Чтобы добиться своего, они прибегли к черной магии, попытавшись зачаровать правителя. Но они действовали неосторожно и были захвачены врасплох и арестованы. Эта история известна нам из «Судебного туринского папируса», в котором рассказывается о расследовании, еще над заговорщиками и о полученном ими приговоре. Большинство было приговорено к смерти и уничтожению имен. Более того, некоторые из них получили позорящие имена; так, некий Мерира («Любимый богом Ра») стал Меседсура («Ненавидимый богом Ра»).




Родился 21 апреля 1984 года, в городе Одесса. Рос в семье потомственных артистов драмы и театра. Часто бывал…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × 1 =

Наверх