Культ Апопа

Автор:

Можно ли говорить о культе, когда единственное, к чему стремится бог, о котором идет речь, — это уничтожить весь мир. В случае Апопа правильнее было бы говорить об антикульте. Египтяне с ликованием встречали весть о его гибели на праздниках и пытались защититься от него при помощи профилактической магии и заклинаний — вот и все религиозные действия, имеющие отношение к чудовищному змею.

Никому в Древнем Египте, разумеется, и в голову не могло прийти поклоняться Апопу. Поэтому у огромного змея не было ни храмов, ни духовенства, ему не посвящали праздников и не совершали никаких обрядов в честь него. Однако это не означает, что Апоп отсутствовал в религиозной и культовой жизни. Напротив, чудовищный и в то же время божественный змей занимал важное место в культах многих других богов. Он играл незавидную роль того, кого необходимо предать смерти… роль, вполне подходящую ему!

Подобно Ра, Сету, Исиде и другим божествам, которые каждую ночь убивают Апопа, люди праздновали это событие. Избавить землю от Апопа — значит обеспечить мир, по крайней мере, на какое-то время.

Боязнь остановившегося времени

Горизонт — это вполне реальная и в то же время недостижимая граница между видимым земным миром и миром небесным, воображаемым. И восточный горизонт — то самое место, где разыгрывается сражение между Ра и Апопом. Древние египтяне считали, что утренний туман и рассветная дымка — это препоны, которые Апоп чинит путешествующему солнцу. Эти обычные с нашей точки зрения явления природы очень тревожили их, ведь больше всего египтяне боялись того, что время остановится. Такое развитие событий казалось им вполне возможным, при условии, конечно, что Апопу удастся остановить солнечную ладью! Так что этому необходимо было помешать любой ценой. Но единственное, что могли сделать простые смертные — это сопровождать богов в их противостоянии с гигантским змеем.

«Попрание Апопа»

Во время праздников Древнего Египта имя Апопа упоминалось только в контексте его уничтожения! Речь идет о представлениях, когда чудовищного змея ритуально предавали смерти. К примеру, в Мемфисе такой праздник отмечался на 26 день месяца хойяк (октябрь-ноябрь). В то время, когда торжества в честь бога Сокара достигали апогея, фараона приглашали совершить обряд «попрания Апопа перед Осирисом». В этом обряде следует видеть, помимо традиционной борьбы добра со злом, возможность для фараона утвердиться в могуществе наравне с богами, главная задача которых — защищать Ра. И, более того, самому стать Ра! Однако присутствие фараона не было обязательным условием, и подобные обряды совершались во всех крупнейших центрах культа бога Ра, начиная с Гелиополя, где по легенде состоялось первое сражение между Ра и Апопом.

apop4

Первый день года в Дендере

Торжественное открытие храма Ден-деры, посвященного Хатор, напоминает об этой бесконечной борьбе с Апопом, которую люди «помогали» вести богам. После тридцати четырех лет строительных работ (а точнее, в 20 году до н. э.) храм, наконец, был освящен. Произошло это в первый день нового года, в самый разгар лета. Возможное нападение Апопа предупреждали молитвами и литаниями, которые повторялись без устали: «Как Ра одержит победу над коварным Апопом, так Хатор (которая, напомним, была воплощением ока Ра) одержит победу над своими врагами». На следующее утро воодушевленные и успокоенные победой солнца египтяне восхваляли Ра, посвящая ему первый день нового года.

Можно себе представить, как радовались египтяне ранним утром нового года, воочию убедившись в поражении Апопа, и с какой признательностью они относились к демиургу, одер жавшему эту победу. Вот отрывок из обряда, посвященного Амону-Ра (синкретическое слияние Амона и Ра): «Ты пробуждаешься в мире, тот (Амон-Ра), к кому боги подходят, склонившись, владыка страха, великий во славе в сердцах всех людей, ты пробуждаешься в мире, твое пробуждение безмятежно».

Сет — еще одна жертва Апопа

Хотя Сет всегда был ревностным защитником Ра, стоящим на носу ладьи, он пострадал от нелестного сравнения с Апопом. Действительно, оба считались воплощениями зла: Апоп был заклятым врагом Ра, а Сет — Осириса, а затем и Гора. Книга «Для попрания Сета и его сторонников» кажется нам очень близкой к тем заклятиям, с помощью которых египтяне надеялись избавиться от Апопа. Выходит, Сет — еще один отверженный? Ведь его ненависть — не что иное, как плод того, что он счел несправедливостью! Двойственность этого божества очевидна, и она приводила в смятение простой народ!

Заклинания против Апопа

В повседневной жизни древние египтяне взяли за привычку совершать магические обряды, направленные против Апопа и любых других враждебных сущностей. Для этой цели они изготавливали специальные маленькие статуэтки в виде животных (бегемота, черепахи, орикса), обличье которых по легенде мог принимать чудовищный змей. Эти животные, подписанные именем Апопа, как правило, были связаны, разрублены или пронзены стрелами. Легенда гласит, что египтяне разбивали эти статуэтки, а затем бросали в огонь. Обряд работал и в ином мире! Заклинания, процитированные в погребальных текстах, в частности, в главе XXXIX «Книги мертвых», озаглавленной «Для победы над змеем Апопом», позволяли умершему одолеть коварного змея. Египтяне верили, что зло может настигнуть свои жертвы даже в загробном царстве!

ЧЕРЕПАХА, ВОПЛОЩЕНИЕ АПОПА

По до сих пор неизвестной причине черепаха очень рано стала считаться хтоническим животным, враждебным солнцу и близким Апопу. В Древнем Египте черепахи водились в изобилии: маленькие земляные черепахи, болотные черепахи, испускающие резкий запах, черепахи Красного моря, средних размеров, и наконец, большая водяная черепаха, которая может весить больше ста килограмм. Последняя, судя по всему, страдала от табу со времен Древнего царства. Позднее в некоторых обрядах фараон, играющий роль Онуриса, торжественно убивал это зловредное создание ударом копья.




Родился 21 апреля 1984 года, в городе Одесса. Рос в семье потомственных артистов драмы и театра. Часто бывал…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × четыре =

Наверх