Культ Гормесут, сыновей Гора

Автор:

Сыновья Гора, несмотря на свое благородное происхождение, становились объектами культа только в одном единственном месте: в гробнице, которую они неустанно стерегли. Последний дом умершего был их единственным святилищем.

В Древнем Египте встречались также ненастоящие, или фальшивые, канопы -начиная со времен XXI династии. Этот любопытный факт объясняется изменениями в процедуре бальзамирования, произошедшими около тысячелетия до нашей эры. Между XXI и XXV династиями египетские бальзамировщики начали укладывать внутренние органы обратно в тело в сопровождении маленького атлета с образом одного из сыновей Гора, а фальшивые канопы (куда менее дорогие, чем настоящие!) ставились в качестве декораций по обе стороны от гроба.

Вера в существование четырех сыновей Гора, по-видимому, ведет свое происхождение из Буто, города Дельты, покровителями которого они были с древнейших времен. Хотя их называли «душами Пе» (древнее название этого города), в честь них здесь не было построено ни одного храма, как, впрочем, и нигде в другой части страны. Ведь место сыновей Гора не в храме, а в гробнице, о чем свидетельствуют погребальные обряды, распространенные в Древнем Египте.

Сосуды канопы

Если говорить конкретнее, то сыновья Гора связывались с процедурой эвисцерации, то есть извлечения легких, печени, желудка (и / или селезенки) и кишечника умершего. В Египте было принято извлекать эти внутренние органы, потому что без них тело умершего дольше хранилось. Мумифицированное тело, надежно защищенное расписным гробом и амулетом, могло больше ничего не бояться. Но что же становилось с внутренностями, которые больше подвержены разложению? Их аккуратно укладывали в четыре сосуда (из керамики, алебастра или твердого камня), известных также под названием «канопы». С приходом Нового царства каждый такой сосуд снабжали определенной узнаваемой крышкой.

Тот, в котором хранилась печень, украшался головой Амсета; тот, что был предназначен для желудка или селезенки — головой Хапи. Голова Дуамутефа украшала сосуд с легкими умершего. И наконец, голова Кебехсенуфа служила крышкой для канопы с кишечником. Самим сосудам придавали форму, напоминающую человека или соответствующее животное, так что они становились настоящими «образами сыновей Гора».

Сами органы

В конце концов, в сознании древних египтян сыновья Гора стали отождествляться с самими внутренними органами, что было обусловлено омофонией. Амсет стал самой печенью {мисет), Хапи сделался селезенкой и желудком, Дуамутеф — легкими, а Кебехсенуф — кишечником. Так сыновья Гора проникли в язык анатомии!

Незаметная защита гроба

Присутствие сыновей Гора в гробнице играло главным образом профилактическую роль. Так, их образы могли защищать гроб умершего: Гормесут изображали на картонажах, на нагрудных украшениях из металла или эмалевой фритты и на других предметах. Однако в данном случае речь идет о более поздних обычаях, которые появились не раньше времен XXVI династии и просуществовали, судя по всему, вплоть до римской эпохи. На пластронах (нагрудниках) с деревянными и гипсовыми элементами (распространенных в Египте в III веке нашей эры) умерший изображался в образе Осириса вместе с Исидой, Нефтидой и четырьмя сыновьями Гора.

Imagen5

На раскопках Туны-эль-Джебель археологи обнаружили несколько подобных изделий. Точно такие же находки были сделаны и в оазисе Бахрия почти в ста восьмидесяти километрах к западу от Нила: у некоторых поздних мумий грудь закрывал пластрон из картона, на котором красками были изображены четыре сына Гора. У мумий, обнаруженных в Ахмиме, подобные изображения обнаружены на тканях, которыми накрывали останки умершего.

Стороны света и стражи царского имени

И наконец, поскольку сыновья Гора считались воплощениями четырех сторон света, они естественным образом связывались с церемониями, в которых участвовал сам фараон. Отмечая границы египетского царства (расположенные далеко за горизонтом), эти четыре духа играли роль защитников фараона. Особенно актуально это было в день коронации. Согласно текстам, сыновья Гора в этот момент взмывают ввысь и, разделившись, летят в разных направлениях — каждый к своей стороне света: Хапи держит путь на север, Дуамутеф — на восток, Амсет летит на юг, а Кебехсенуф направляется на запад. Превратившись в птиц, они извещают по пути, что Гор, воплотившийся в новом фараоне, получил власть над коронами Обеих Земель.

Судя по всему, в подкрепление этого поверья египтяне выпускали в небо птиц. Сыновья Гора выполняли функцию защитников самого фараона, и им надлежало охранять его коронационное имя. В маленьком святилище Сети I (1306-1290 гг. до н. э.) при храме Абидоса это демонстрируется очень явно. Мы можем увидеть здесь изображения четырех сыновей Гора, стоящих на столе, вместо ножки у которого — прямоугольник с коронационным именем фараона Сети. Имя, которое охраняют сыновья Гора, они разносят по всему Египту, сообщая о том, что новый Гор (то есть фараон) явился миру.

Четыре сына, четыре плакальщицы

Сыновья Гора очень часто изображаются рядом с четырьмя богинями: так называемыми божественными плакальщицами. Будучи связаны с этими богинями, духи порой соединяются с ними в единое целое: Амсет связывается с Исидой, Хапи — с Нефтидой, второй сестрой Осириса, Дуамутеф — с Нейт, а Кебехсенуф — с Селкет, богиней-скорпионом. Связанные каждый с одной из четырех сторон света, а также с одним из четырех основных начал человека, эти четыре двойственные сущности неустанно стерегли четыре внутренних органа, хранившихся в канопах. Канопах, которые во времена Нового царства станут украшаться головами четырех сыновей Гора.




Родился 21 апреля 1984 года, в городе Одесса. Рос в семье потомственных артистов драмы и театра. Часто бывал…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать − восемнадцать =

Наверх