Культ Хароериса

Автор:

Хотя Хароерис оставил не слишком заметный след в истории, его культ был широко распространен. Ему молились и на севере, и на юге страны, ему посвящали многочисленные и роскошные празднества, не менее выдающиеся, чем храмы, возведенные в его честь.

Культ бога Хароериса родился в Лето-поле, городе, расположенном в основании Дельты, столице второго нома Верхнего Египта. Затем Хароерис был причислен к сонму божеств Гелиополя, города Ра, и местные жители тоже стали ему поклоняться. Оттуда его культ начал постепенно распространяться вверх по течению Нила. Храм Эдфу и еще более — Ком-Омбо стали напоминанием о победном шествии культа Хароериса по Верхнему Египту.

Летополь, колыбель культа Хароериса

В Летополе Хароерису сначала поклонялись под именем Гора-Хенти-Ирти, который был синкретическим божеством, появившимся в результате слияния Гора и древнего местного бога Мехенти-Ирти. Хароериса называли здесь «Гором, царствующим (или правящим) с обоими глазами». Его почитали как владыку солнца (которым был его правый глаз) и повелителя луны (его левого глаза).

Таким образом, в близости Хароериса и Ра не приходится сомневаться; это объясняет, почему ему поклонялись в Гелиополе, городе солнца. В то же время этот бог связывался с медициной, а точнее, с глазными болезнями в связи с особенностями его собственных глаз (см. статью «Мифы о Хароерисе»). Так, в Летополе ему молились, прося об исцелении заболеваний, связанных со зрением.

Поклонение небесному владыке

Итак, Хароерис в зависимости от времени суток был то солнечным, то лунным богом. Именно благодаря ему две звезды сменяли друг друга на небесах, согласуя свой восход и закат. Египтяне отмечали праздник в его честь в последний день месяца эпифи (июнь по нашему календарю), и тогда солнце и луна встречались; люди шли по улице, восхваляя Хароериса и называя его «повелителем света и небес», «владыкой ночного неба» или «тем, кто освещает мир своими очами, небесными светилами».

Разные воплощения

В разных местностях Хароерису поклонялись под разными обличьями. В Фарбоэтосе ему молились под именем Гор-Марти (или Мерти), что означает «Гор с двумя глазами». В Эдфу его называли Гором Бехдетским, то есть «Гором тронного места». Также он носил имя Гор-Нубти, «Гор, побеждающий Сета». Иногда его могли путать с Гором-Семсу, другим богом-соколом, с которым Хароерис разделял свои обязанности, и которому тоже поклонялись жители Гелиополя. В связи с родством с Гарпократом Хароериса почитали во многих других местах культа, посвященного Гору, иными словами, по всему Египту! Словом, краткую характеристику культа этого бога дать сложно. Однако некоторые его святилища и некоторые праздники выделяются на общем фоне благодаря своим масштабам или оригинальности!

hqdefault

В Эдфу

В Эдфу Гору Бехдетскому были посвящены пышные торжества. Все вращалось вокруг упрощенного до крайности изображения бога: крылатый солнечный диск с разноцветными перьями, который охраняют дваурея. Праздники приходились опять-таки на месяц эпифи. В эти дни богиня Хатор наносила визит своему супругу. По случаю этого благого союза устраивались праздничные шествия, в которых охотно участвовал египетский народ. Люди доходили до самых дверей храма, куда им по-прежнему было запрещено входить. Хароерис, которому так долго поклонялись жители Эдфу, во времена греческого господства был связан здесь с солнечным богом греков — Аполлоном. Отсюда пошло другое название этого города — Аполлинополь.

Двойной храм Ком-Омбо

Среди всех святилищ, построенных в честь Хароериса в Египте, выделялся храм Ком-Омбо — храм, которому с избытком хватало оригинальности, потому что он был двойным! Одна его часть была посвящена Себеку, богу-крокодилу, а другая — Хароерису! Этим оригинальным сооружением мы обязаны, несомненно, Птолемею VI Фило-метору (180-145 гг. до н. э.). Хотя храм Ком-Омбо по архитектуре напоминает традиционный храм со двором и двумя смежными гипостильными залами, его пересекает не одна процессионная аллея, ведущая к святилищу, а две. Каждая из них приводит смертного ко входу в один из двух наосов: первый посвящен Себеку, а второй — Хароерису. Святилище Хароериса украшено, в частности, барельефом с изображением множества хирургических инструментов (см. врезку в статье «Мифы»).

Ком-Омбо, место празднования

В Ком-Омбо Хароерис образовывал вместе со своей паредрой Тасенетнофрет и сыном Панебтауи, могущественную триаду, которой египтяне неоднократно поклонялись в течение года во время посвященных им праздников. Первый приходился на двадцатый день месяца тиби (ноябрь-декабрь по нашему календарю), второй — на четвертый день месяца пахон (март-апрель), а третий — на второй эпагоменальный день, день рождения бога. Большинство из этих праздников были прецессионными: статую Хароериса выносили из храма к народу.

Торжества по случаю его дня рождения, как говорили сами египтяне, устраивались, чтобы восславить «того, кто вновь появляется в своем святилище после путешествия в северные земли». Эта формулировка — драгоценная находка для историков, ведь она свидетельствует о северном происхождении Хароериса!




Родился 21 апреля 1984 года, в городе Одесса. Рос в семье потомственных артистов драмы и театра. Часто бывал…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × 4 =

Наверх