Культ Махеса

Автор:

Гроза, буря, пламя, кровь, кровопролитие — вот слова, услаждающие слух Махеса! Сын Сехмет унаследовал от матери жестокость, которая тешит его натуру. Жестокий нрав, который сделал его богом-защитником — в том числе и самого Ра, с которым Махес иногда отождествлялся.

Я- владыка кровопролития», «свет, огонь и пламень», «я — молния и гром», «повелитель грозы и ветра»… — читая эти слова, мы понимаем, что Махес действительно могущественный бог с бешеным нравом. И надо сказать, что нашему льву было, в кого таким уродиться! Ведь его мать не кто иная, как Сехмет, грозная львица из города Мемфиса; эту богиню именовали «могущественной» и «обжигающим пламенем», она считалась разгневанным и неукротимым оком Ра.

Сехмет или Бает?

Однако нам все же следует задаться вопросом о том, кто именно был матерью Махеса. Ведь никто не знает точно, какая богиня выносила юного бога-льва: Сехмет или Бает!

«Конечно, Сехмет!» — ответили бы нам жители Леонтополя. «Нет, Бает», — возразили бы египтяне из Бубастиса. Нам кажется, что обе эти версии имеют право на существование. Ведь и Сехмет, и Бает были в конечном счете не более чем двумя ликами одной сущности: знаменитой «Далекой богини» из одноименного мифа. Под именем Сехмет скрывается жестокая и необузданная львица, а Бает — это кроткая и нежная кошка. Тем не менее, если принимать во внимание темперамент Махеса, то становится очевидно, что в нем куда больше от Сехмет, нежели от Бает.

Отождествленный, но одинокий

По-видимому, у Махеса не было ни супруги, ни детей. Зато он нередко становился объектом отождествлений: с Ра (считалось даже, что Махес был одним из его обличий!), с Гором (в таком случае, он становился Гормиосом) и с Нефертумом, еще одним сыном богини Сехмет, который обращался в «льва, пожирающего врагов». Отметим также, что, поскольку Нефертум в этом объединенном образе перевешивал, Махес не входил в мемфисскую триаду. Да, согласно поверьям, Сехмет была его матерью, однако о его отце мы не знаем ровным счетом ничего!

Махес-защитник

Первые упоминания о Махесе появляются очень рано; о боге-льве говорится даже в «Текстах пирамид». Начиная со времен Среднего царства, Махес играет роль бога войны. Тогда же он становится соратником правящего фараона. Его помощь была незаменима для правителя, ведь, если опять-таки верить текстам, Махес являлся также (а, возможно, и прежде всего) воплощением жестокой стороны натуры Ра. «Я — Ра, свет, огонь и пламень, — заявляет Махес. — Великий могуществом и гневом»! Кроме того, бог-лев был защитником и «стражем священных мест» (то есть храмов), подступов к ним и их дромоса. Напомним, что торжественные аллеи для процессий, ведущие к храмам, нередко охранялись двойным рядом каменных львов.

Наслаждение жестокостью

Из-за своего необузданного нрава Махес естественным образом стал считаться богом гроз, бурь и других грозных явлений природы. Властью над воздушной стихией он напоминает нам другого бога, Решефа, который был повелителем тех же элементов. Махеса не зря именовали «великий могуществом и великий гневом»! Неистовство стихий доставляло ему величайшую радость. И нельзя сказать, что при этом он не жаждал крови. Ведь он — «владыка кровопролития, который ликует при виде крови»! Однако этот титул не должен вводить нас в заблуждение: Махес не играл никакой роли в мифе о «Далекой». Тем не менее, он был очень похож на мать-львицу, которая вела себя, как настоящая хищница.

Лев, или обожествленная мощь

Следует отметить, что, о ком бы ни шла речь — о Махесе, Сехмет, Хатор или Тефнут, — египтяне, прежде всего, поклонялись именно львиной силе и мощи, почитая и боясь ее. Сам Рамсес II называл себя «могучим львом с выпущенными когтями, грозным рыком, который подает голос в вади, где пасется скот пустыни!» Лев — это воплощенная мощь. Кроме того, «лев с устрашающим взглядом» (буквальный перевод имени Махес) — это животное, которое одинаково хорошо видит и днем, и ночью. Там, где рождается солнце, и там, где солнце умирает, всегда есть лев!

Лев присутствует не только днем и ночью, но и во все времена, в том числе и во времена творения: так, в текстах творец именуется иногда «львом и двумя львами»: один лев соответствует создателю, а два других — двум горизонтам (восточному и западному). Так что в том, что Махес иногда рассматривается, как одно из воплощений Ра, нет ничего удивительного. Кстати, это единственный великий бог-лев! Только он один мог похвастаться подобным отождествлением

СЫНОВЬЯ СЕХМЕТ

Если верить мифологии Древнего Египта, у богини Сехмет было немало сыновей! От бога Птаха она родила юного Нефертума, символом которого является цветок лотоса. От неизвестного отца (отцов?) Сехмет родила еще нескольких божественных сыновей: бога магии Хеку, Ихи (больше известного, как сын Хатор) и даже Гора (чьей матерью по более классическим текстам была сама Исида). Таким образом, у Махеса имелись и братья, и мать. Зато вопрос об отце бога-льва остается открытым! Культ Махеса

Несмотря на то что Махес редко упоминается в текстах, поклонялись ему не меньше, чем величайшим из богов. Это недавнее открытие, потому что только последние исследования пролили свет на культ, объектом которого был этот бог.

Махес, бог родом из дельты Нила, был неразрывно связан с двумя богинями, Сехмет и Бает, и произошло это в результате обычного для Древнего Египта отождествления. Так первая и вторая богини стали двумя ликами одного божества. Что же до их отношений с Махесом, то обе считались его матерями. Поэтому Махес, сын двух матерей, занял важное место в двух центрах религиозного культа: Бубастисе и Леонтополе. Оба этих города расположены в Дельте.

130328064033529765

Бубастис и Леонтополь

Если говорить о родстве Бает и Махеса, нет ничего удивительного в том, что Махесу поклонялись в городе богини-кошки, Бубастисе — древнеегипетском Пер-Басте и современном Тель-Басте. Осоркон II, фараон XXII династии и уроженец этого города, построил здесь храм неподалеку от святилища Бает, что свидетельствует о том, что незадолго до начала Позднего периода Махес и Бает были уже очень популярны.

Если же говорить о родстве Махеса и Сехмет, то следы культа, посвященного богу-льву, следует искать уже в Леонтополе, древнеегипетском Тарему и современном Тель-эль-Мокдаме. Леонтополь стал резиденцией целого ряда фараонов XXIII династии (828-712 гг. до н. э.). Здесь тоже был построен храм, посвященный Махесу, и притом, судя по всему, еще до становления этой династии (возможно, при XVIII династии). Впоследствии это здание было полностью разрушено, а его блоки повторно использованы при сооружении новых памятников, что существенно усложнило для египтологов исследование этого памятника.

Многочисленные маленькие бронзовые львы, найденные на раскопках, в начале XX века были собраны доктором Фуке в большую коллекцию. В 1922 году она была распродана; сегодня ее часть выставляется в Бруклинском музее Нью-Йорка. Обычай оставлять эти маленькие вотивные статуэтки из бронзы (такие же оставляли для Бает в Бубастисе), по-видимому, был связан с другим: с поклонением живому существу!

Усирмиос — живое воплощение Махеса

Действительно, обитатели Леонтополя поклонялись живому священному льву под именем Усирмиос (греческое сокращение от «Осирис-Махес»). Это животное было для Махеса тем же, чем был Апис для Птаха или Мневис для Ра: живым воплощением бога на земле. Такой культ, которым могли похвастаться лишь немногие боги, доказывает значимость Махеса в религии Древнего Египта. Животное, которое тщательно выбирали по внешнему виду и буйному нраву, торжественно посвящали богу и держали в специальном священном загоне. Когда лев умирал, жрецы бальзамировали его и погребали со всеми возможными почестями. Эта традиция, судя по всему, также была распространена в Мемфисе. Однако до недавнего времени только письменные упоминания об этих фактах подтверждали существование священного льва, жившего в городе. Они не были подкреплены никакими более весомыми доказательствами. Никакими — до того дня, пока…

Недавнее открытие

До того дня, пока исследователи из французской археологической экспедиции в Бубастейон (1) не совершили удивительное открытие! В 2001 году команда ученых под руководством египтолога из Национального центра научных исследований Алена Зиви работала в Саккаре на раскопках одной гробницы, принадлежавшей Майе, кормилице юного Тутанхамона. Эта гробница, датирующаяся XVIII династией, в более поздние эпохи была окружена захоронениями священного некрополя кошек богини Бает, известного под греческим названием Бубастейон. Каково же было изумление археологов, когда они обнаружили здесь почти полный скелет мумифицированного льва!

Это был крупный самец, который по заключению археозоолога Сесиль Каллу, умер от старости, на что указывают его почти полностью стершиеся зубы. Так тексты были подтверждены археологией. Существование культа, посвященного живому льву, воплощению Махеса, было, наконец, засвидетельствовано. Зародившись в районе дельты Нила, культ Махеса постепенно распространился на юг страны, однако так и не приобрел существенного влияния на севере. Отношения с Сехмет и миф о «Далекой» объясняют укоренение культа Махеса в областях, через которые Сехмет по легенде прошла после своего отделения от Ра.

С севера на юг

Так, следы поклонения богу-льву были обнаружены в Дендере и на острове Филе (где Махес отождествлялся с Ра); они датируются самое раннее XXII династией. В Эдфу Махес был связан, чтобы не сказать отождествлен, с Гором. С наступлением эпохи Птолемеев Махес продвинулся дальше на юг, в Нубию: в Дандуру, Калабшу и даже в Дебод: в текстах его называют владыкой этого города. В храме Дебода римский император Октавиан Август изображен подносящим Махесу пищу. Важная деталь: на голове у божества пшент, корона Верхнего и Нижнего Египта, что, как нам кажется, говорит о распространении его культа по всему Египту. И наконец, Махес проник в мероитскую цивилизацию, где он был отождествлен с местным богом-львом: могущественным Апедемаком!

КАК ЛЕВ ОКАЗАЛСЯ В НЕКРОПОЛЕ КОШЕК?

Присутствие льва среди бесконечных останков кошек, обнаруженных в Саккаре, объясняется близостью богинь Сехмет и Бает; последняя зачастую воспринималась, как кроткая и ласковая сторона безжалостной львицы. А Махес, согласно мифологическим текстам, был сыном первой или второй, Так что в присутствии этого скелета в гробнице нет ничего необычного!




Родился 21 апреля 1984 года, в городе Одесса. Рос в семье потомственных артистов драмы и театра. Часто бывал…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать − 8 =

Наверх