Культ Монту

Автор:

Монту — великий бог эпохи Среднего царства; тоту для кого Фиваида строила удивительные храмы; тот, кого фараон принимал у себя во дворце; тот, с кем советовались через оракула. Следы масштабного культа Монту дошли до наших дней, напоминая о том, что некогда он был одним из верховных богов Египта.

Монту был родом из фиванских земель, а точнее — из Иуни (греческий Гермонтис, современный Армант), города на западном берегу Нила. Именно там, а также в Тоде-Саламии (древний Джерти), городе на противоположном берегу, археологи обнаружили самые древние и самые впечатляющие следы его культа. Некоторые из них восходят к V династии (в Тоде). В те стародавние времена Монту был всего лишь местным божеством и довольствовался скромным кирпичным святилищем, которое возвел для него фараон Усеркаф (2465-2458 гг. до н. э.). С приходом XI династии влияние Монту заметно возросло. Тод и Армант оставались столицами его культа, однако официальной столицей юга страны стали Фивы.

Ментухотепы — фараоны, преданные Монту

Фараоны XI династии, которые, напоминаем, были родом из Фив, создали культ Монту, не имеющий аналогов. Их тронные имена свидетельствуют об этом поклонении: Небхепетра-Ментухотеп (2061-2010 гг. до н. э.), Сеанк-хара-Ментухотеп (2010-1998 гг. до н. э.), Небтауира-Ментухотеп (1998-1991 гг. до н. э.). Египтяне обязаны им сооружением многочисленных храмов (все они сегодня разрушены), посвященных богу-воителю. Эти места культа располагались не только в Арманте, но и в Тоде, где исследователи обнаружили руины храма, построенного и перестроенного двумя первыми правителями из этой династии.

Храм XI династии в Тоде…

Одно из святилищ этого храма предназначалось для отправления сразу двух культов: бога Монту и его супруги богини Тененет, увенчанной головным убором в виде грифа. Все, что уцелело от этого памятника, мы можем увидеть в Лувре: речь идет о барельефах, обнаруженных во время раскопок 1936 года. Сеанкхара-Ментухотеп изображен здесь приносящим ритуальные подношения Монту: хлеб, мясо, виноград, лук и салат. Чуть дальше бог Монту изображен в обличье сокола; он принимает жертвенное воскурение ладана. На его голове красуются два длинных маховых пера, сближающие его с Амоном, а также (более редкий случай) пшент, двойная корона, символ вновь обретенного Египтом единства. Это сооружение считается одним из древнейших святилищ, посвященных Монту.

…и храм XII династии

Фараоны следующей, двенадцатой по счету династии, унаследовали объединенную страну, которую теперь можно было расширять. Сначала была завоевана Нубия; потом фараоны организовали экспедиции в земли Азии. Правители, сделавшиеся завоевателями, нуждались в вооруженной помощи со стороны своих богов. Неудивительно, что первым делом они обратились именно к Монту… Ведь все средства хороши, чтобы снискать его расположение! Так Тод снова стал центром этого политического культа.

Фараон Сену-серт I стер с лица земли предыдущий храм, который счел слишком скромным, и распорядился о возведении роскошного святилища на том же месте. К несчастью, от «золотого наоса царя Сенусерта» (так называли этот памятник сами египтяне), сегодня не осталось и следа. Однако нам известно, что это святилище оставалось почти нетронутым вплоть до II века н. э.!

Аменемхет и его сокровища

Именно в этом святилище, а точнее, под ним, преемник Сенусерта, носивший имя Аменемхет II (1929-1892 гг. до н. э.), сделал вотивный клад в честь своего отца, построившего храм. Эти сокровища, обнаруженные французским археологом Виссоном де Лароком в 1936 году, прославились под именем Тодского клада. Он был разделен между Каирским музеем и Лувром. Посуда, серебряные цепи и слитки, золотые слитки и лазурит хранились в четырех бронзовых сундуках с картушем фараона. Посвящение, сделанное Аменемхетом (длиной 25 см!), свидетельствует об искренней привязанности правителя к Монту: «Да здравствует царь Юга и Севера Нуб-Кау-Ра, сын солнца, Аменемхет, возлюбленный Монту, Владыки Джерти!». Мы видим, что Тод был религиозным центром первого значения и вместе с тем первым из четырех святилищ, ритуально защищающих Фивы.

Медамуд — еще одно святилище Среднего царства

Медамуд (древний Маду) тоже принимал участие в этой ритуальной защите. В городе, который, если верить текстам, был свидетелем воинских подвигов Монту, возвышался один из красивейших храмов Древнего Египта, посвященных богу-воителю. Святилище, построенное Сенусер-том III, со временем скрылось под землей, и только в начале XX века французские археологи расчистили его. Этот религиозный комплекс состоял из мощных кирпичных стен, ритуальной пристани, дромоса, священного водоема и хранилищ.

Скульптурная притолока (сегодня хранящаяся в Лувре), которая изначально украшала вход в «хранилище подношений», знакомит нас со сценами обрядов, которые Сену-серт III совершал во имя Монту: среди них мы можем увидеть, как фараон преподносит богу-воителю печенье («песочное», как уточняет надпись). Среди этих руин были обнаружены восемь великолепных статуй: четыре изображали Монту, и четыре — Раттауи, его супругу. Как более поздние произведения, они свидетельствуют о том, что культ Монту продолжал существовать на этом месте и в эпоху Птолемеев.

МЕДАМУД: ПРЕДМЕТЫ ОТВЕРГНУТЫХ КУЛЬТОВ

13 марта 1926 года французские исследователи, которыми руководил Фернан Биссон де Ларок, обнаружили «во внутреннем юго-восточном углу храма (Медамуда) ниже уровня порога и дворов храма, глинистую массу. В этой компактной массе друг к другу прилипли обломки разбитых статуй из известняка с кусочками листового золота, либо оставшиеся на этих обломках известняка, либо смешавшиеся с грязью». Исследователи наткнулись на тайник предметов отвергнутых культов, по-видимому, египтяне не решились уничтожать бывшие святыни из-за их божественной природы. Став жертвами эволюции верований, но спасенные уважением, которое к ним питали люди, они пролежали здесь две тысячи лет, пока к ним не вернулось хотя бы отчасти былое великолепие. Любуясь сегодня двумя из этих восьми статуй, выставленными в Лувре, мы с трудом можем представить себе плачевное состояние, в котором их нашли!

horus

Возрождение при XVIII династии

Прошло немало времени со времен правления XII династии, и только при XVIII династии (1550-1307 гг. до н. э.) с возвращением на политическую сцену фиванских правителей Монту вновь стал объектом самого пристального внимания. Эта деятельная династия, бесспорно, очень нуждалась в поддержке Монту. Однако при ней Монту уже не был воинственным ликом Амона. Последний отныне будет занимать первое место среди богов, так что уже не к Монту будут обращаться власти, как когда-то, в эпоху

Среднего царства. Тем не менее, своей славы Монту не утратил. В Тоде, как и в Медамуде, храмы этого бога продолжали, как и прежде, украшаться и перестраиваться. Например, Тутмос III сосредоточился на сооружении нового святилища в религиозном комплексе Тода. Однако руины этого здания, погребенные под современным поселением, до сих пор не были раскопаны. В Медамуде был восстановлен храм Сенусерта III. О нем продолжали заботиться вплоть до конца греко-римской эпохи.

Процессии и приемы в честь бога

Из всех зданий, построенных в Тоде, сегодня можно увидеть только частично сохранившееся строение, которое служило реликварием. В нем хранилась ритуальная ладья бога Монту. Ладья, напоминающая нам о тех славных праздниках, во время которых статую божества торжественно выносили из храма к бурному восторгу собравшихся у входа египтян, следовавших за ней по пятам. Одно из сооружений (датирующееся более поздним периодом) храма Медамуда по-прежнему украшают сцены с танцорами и музыкантами, увековечившие празднества в честь бога Монту, которые устраивались в Египте две тысячи лет назад.

Среди них особого упоминания заслуживает праздник Монту, отмечавшийся в месяц паофи (август-сентябрь), во время которого совершался необычный обряд: статую бога, принесенную из одного из четырех храмов «палладиума» (см. ниже), торжественно «приглашали» во дворец фараона. Здесь Монту разделял трапезу с царской семьей, а когда пир заканчивался, бог возвращался в свое святилище. Однако Монту мог появляться перед людьми не только в образе статуи: иногда он превращался в быка, и, в отличие от статуй, живого!

Бык Монту

Подобно быку Апису, который, как мы помним, отождествлялся с Птахом, другой священный бык по имени Бухие был неразрывно связан с Монту. Более того, поклонение Бухису стало основой культа Монту при XVIII династии, достигнув апогея в греко-римскую эпоху. Местом действия был Медамуд, где за храмом Монту стоял «задний храм», который в текстах также называется «дворцом и святилищем таинств быка». Иероглифические надписи на стенах этого святилища рассказывают нам о его символическом значении и функции. Так мы узнаем, что с самого начала эпохи Нового царства здесь жил священный бык с черной мордой и белым затылком. Если верить этим текстам, он был наделен способностью предвидеть будущее и делать предсказания. Один из барельефов, обнаруженных в этом храме, увековечивает визит римского императора, который прибыл в святилище, чтобы посоветоваться с богом, и бык якобы был благосклонен к правителю.

Священное животное, воплощение бога

Еще один факт свидетельствует о знаменитости этого божественного животного: бык Бухие прибывал в Тод на каждый Новый год, чтобы по случаю всеобщего праздника символически попирать на «священном холме» врагов фараона и Египта! Эта важнейшая церемония помещала Египетское царство под покровительство бога Монту и обеспечивала правящему фараону победы в будущем. Как и в случае с Аписом, бык Бухие был живым существом, животным с особыми признаками, которое выращивали в храме, предназначенном для него одного. Что немаловажно, о нем заботились не только при жизни: после смерти священного быка погребали с особыми почестями. Когда очередной Бухие отходил в мир иной, животное торжественно хоронили на специальном некрополе, расположенном в Гермонтисе: в Бухеуме. Сегодня этот некрополь полностью разрушен, но исследователи пришли к заключению, что он достаточно поздний.

По-видимому, он был открыт при фараоне Нектанебе II (360-342 гг. до н. э.), а заброшен только при римском императоре Диоклетиане около 300 г. н. э. На этом месте были обнаружены многочисленные рельефы с изображением головы быка в фас. Стоит отметить, что связь между быком и Монту не всегда очевидна. Тем не менее, следует помнить, что еще в незапамятные времена, а потом в эпоху Птолемеев Монту изображали с головой быка. Об этом свидетельствуют великолепные статуи из храма Медамуда, которыми сегодня можно полюбоваться в Лувре. Кроме того, они напоминают нам о некой очень тесной связи, объединявшей все вышеупомянутые места культа! Остановимся на этом подробнее.

Разъяснение фиванского «палладия»

На каждой из этих статуй (их восемь: четыре Монту и четыре Раттауи) выгравирована надпись, связывающая бога или богиню с разными городами. Так, Монту поочередно титулуют «владыкой Тода», «Фив», «Медамуда» и «Гермонтиса». Точно так же Раттауи называют «пребывающей в Тоде», «в Фивах», «в Медамуде» и «в Гермонтисе». Эти четыре воплощения божественной пары объединяли (как и четыре святилища, чьи имена они носили) все свои силы и энергию, чтобы защитить Фивы и Фиванскую землю. Историки назвали этот феномен «фиванским палладиумом», своего рода магическим щитом Фиваиды, которым управляли «четыре Монту».




Родился 21 апреля 1984 года, в городе Одесса. Рос в семье потомственных артистов драмы и театра. Часто бывал…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × 1 =

Наверх