Культ Нефертума

Автор:

Фараоны Древнего Египта почитали Нефертума пышнее, чем египетский народ. Правители придумывали себе имена, связывавшие их с богом, а некоторые даже посвящали ему храмы, в то время как простые египтяне обращались к богу в трогательных обрядах или робких молитвах.

Как и мифы, культ, посвященный Нефертуму, полон противоречий: с одной стороны, бог-лотос очаровывал людей, а с другой — образ безжалостного палача преследовал каждого египтянина, думающего о своей посмертной участи.

Имена фараонов

По-видимому, к Нефертуму по случаю коронации обращались многие фараоны Древнего Египта. Мы найдем подтверждение этому, если расшифруем значения имен некоторых из них.

Возьмем в качестве примера Тахарку (690-664 гг. до н. э.), фараона из XXV династии. Тронное имя, данное этому владыке, звучит как «Нефертумху-Ра», что значит «Нефертум защищает Ра» или же «Ра защищает Нефертума».

Связь между именем фараона и именем бога-лотоса еще более очевидна в случае Нефертумкара — двадцать пятого царя из XIV династии (1805-1663 гг. до н. э.). Его имя означает буквально «Нефертум -ка бога Ра». Этот малоизвестный фараон родом из Ханаана правил на востоке дельты Нила.

Почитающий Хоремхеб…

Все говорит о том, что в эпоху правления Хоремхеба (1319-1307 гг. до н. э.), последнего фараона из XVIII династии, Нефертум занимал особое место. Действительно, археологи обнаружили его портреты во многих гробницах этого периода, в том числе и в гробнице самого Хоремхеба.

Здесь Нефертум изображен стоящим, и на голове у него красуется великолепный распустившийся лотос. Напротив бога мы видим фигуру фараона. Он держит в руках крест жизни анкх и жезл уас в соответствии с традиционной иконографией. Рядом с ним изображен Осирис. Это не случайность: соседство с Осирисом напоминает о тесной связи Нефертума с сотворением мира, а также с возрождением всего живого, пусть даже порой он казнит неправедные души.

…и его окружение

Окружение фараона тоже не осталось равнодушным к пленительному образу Нефертума. Прекрасный пример тому — знаменитая гробница Рои. В ее отреставрированной и открытой для посещения погребальной камере мы можем увидеть одно из самых трогательных изображений Нефертума. Рои был придворным писарем и служил Хоремхебу. Его крошечная гробница украшена чудесными росписями, к которым после реставрации вернулось былое великолепие.

На стенах изображены классические сюжеты «Книги мертвых»: погребальная процессия, встреча умершего с Анубисом, взвешивание сердца, пир, сцены полевых работ. В одной из сцен покойный Рои и его супруга совершают подношения Нефертуму и Маат. Они стоят, подняв руки к небу в молитвенном жесте, а на круглом столике перед богами лежит целая гора съестных припасов. Чем же объяснить такую щедрость? Страхом? Быть может, писарь пытался задобрить Нефертума, участвующего в суде над душами? Как бы то ни было, Нефертум в этот период пользовался большим уважением, и египтяне поклонялись ему, несмотря на отсутствие храмов, посвященных исключительно богу-лотосу.

The_mythological_Trinity_or_Triad_Osiris_Horus_Isis

Так мало храмов!

Египтяне не почтили Нефертума строительством храмов. Еще один парадокс? Вовсе нет. Если мы вспомним о значении Птаха и Сехмет в древних верованиях, то поймем, что с этой божественной четой систематически связывался и культ их сына, Нефертума. Так, в Мемфисе поклонялись всей триаде, а не какому-то одному ее члену. Кроме того, некоторые фараоны (впрочем, немногочисленные) при строительстве величайших храмов страны приняли решение связать имя Нефертума с другими богами. Например, Сети I (1306-1290 гг. до н. э.) приказал возвести в Абидосе, городе Осириса, огромный храм-кенотаф, который греческий историк Страбон называет «Мемнониумом».

Храмы-кенотафы — это погребальные храмы второстепенного значения, в которых египтяне отправляли культ усопших фараонов. Кенотаф сам по себе — это нечто вроде символической гробницы, в которой на самом деле никто не похоронен. В случае абидосского храма им был необычный зал, построенный за главным зданием и имевший форму саркофага. В самом храме Сети I почтил Нефертума дважды. Во-первых, в маленьком святилище, которое бог-лотос разделял с триединым божеством Птахом-Сокаром-Осирисом. И во-вторых, ему было полностью посвящено еще одно святилище. В нем Нефертум изображен заключающим в объятия правителя. Этот дружеский жест словно бы уравнивает богов и фараонов.

И наконец, к Нефертуму действительно часто обращались, тревожась за свою посмертную участь. Об этом свидетельствует «Книга мертвых»: «О Нефертум, рожденный в Мемфисе, я безгрешен, я не сделал ничего дурного».

СТРАНСТВИЯ АМУЛЕТОВ

Небольшие амулеты, как и маленькие статуэтки, часто путешествовали. Однако для этого необходимо было, чтобы изображенное божество знали и почитали там, куда попадало изделие. Похоже, что Нефертум много странствовал. К своему немалому удивлению археологи нашли статуэтку бога-лотоса на острове Хваре, в нескольких кабельтовых от хорватского берега. Так что и в нескольких тысячах километрах от Египта Нефертум отнюдь не был незнакомцем!




Родился 21 апреля 1984 года, в городе Одесса. Рос в семье потомственных артистов драмы и театра. Часто бывал…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 + 19 =

Наверх