Культ Нуна

Автор:

Никаких Храмову никаких статуй, практически никаких праздников, мало изображений… Словом, у Нуна не было культа. Египтяне не поклонялись первичному океану. Однако они опасались его, помня о его важности и могуществе.

Нун – это, прежде всего, воплощение нуна. Статус бога он приобрел достаточно поздно, но даже и с этим статусом он всегда оставался на заднем плане. До такой степени, что ему не был посвящен ни один храм, до такой степени, что его не изображает ни одна статуя, до такой степени, что у него не было своих жрецов.

Итак, Нун как воплощение первичного океана есть не что иное, как архетип неупорядоченного мира. Мира, который Ра отодвинул на границу мира упорядоченного. Как же — да и зачем — ему поклоняться? Тем не менее, все египтяне до единого помнили о существовании хаоса. Тем самым они подчеркивали и прославляли величие мира, созданного и упорядоченного демиургом.

Нун — небытие, признанное всеми космогониями

Помнить о существовании хаоса — значит признавать величие и порядок мира, сотворенного демиургом. При этом совершенно неважно, кто из богов носит титул демиурга! Действительно, абсолютно во всех древнеегипетских космогониях признается существование первичного хаоса глубинных вод: по всему

Египту, в Гелиополе (городе демиурга Ра), Гермополе (столице Тота), в Мемфисе (городе Птаха) и в других городах верили в существование первозданного неупорядоченного океана. «Когда небо еще не родилось, когда люди еще не появились на свет, когда боги еще не были зачаты, и даже смерть еще не родилась, во вселенной был только нун», — говорится в одном из «Текстов саркофагов». Ни звука, ни света, только абсолютная тишина, мрак и пустота. Нун как элемент, противопоставляющийся сотворенному миру, признавался всеми; и страхи, которые он внушал, преследовали всех!

Нун и жизнь людей

Египтяне связывали воды нуна со многими событиями в своей жизни, и в первую очередь — с рождением. Подобно демиургу, появившемуся из первичных вод, каждый человек рождается из плодных вод. Кроме того, вода — это сон, в который человек погружается с наступлением ночи. И наконец, вода — это смерть, участь, которая когда-нибудь постигнет каждого! Так что утонуть считалось чудом!

рор

Редкие изображения

Древние египтяне нечасто отваживались изображать это небытие, как и божество, которое, по легенде, его воплощало. Однако внимательный изыскатель все же найдет какие-то его следы в египетских древностях. Так, вера в существование бога, из которого появился демиург, отразилась в Папирусе Анхаи, выставленном сегодня в Британском музее. Нун, изображенный по грудь, поднимается из вод, воздевая руки вверх, и держит ладью, на которой стоит Ра-Хепри. Это миг изначального рождения.

Менее впечатляющее, но при этом хорошо узнаваемое благодаря иероглифу «нун», написанному у бога на голове, изображение Нуна было обнаружено в гробнице Пашеду в Дейр-эль-Медине. Нун сидит на корточках в окружении множества других божеств (в том числе Нут, воплощении бескрайнего неба). Но все-таки нельзя не признать, что этим изображениям недостает величия традиционных портретов богов, которыми изобилуют храмы. Исключение -это, пожалуй, барельефы Абидоса.

Нун и Нефертум в Абидосе

Если вы хотите увидеть редкий барельеф, изображающий бога Нуна, обязательно посетите храм Сети I, а точнее святилище Нефертума. Напомним, что Нефертума египтяне называли «лотосом, выступающим из вод Нуна». Он изображен на стенах святилища в обличье мужчины с львиной головой (как сын богини-львицы Сехмет), над ним — сокол, увенчанный цветком лотоса, а позади, на пьедестале преклоняет колени Нун. Увенчанный двумя длинными перьями бог держит в руке жезл нехех (флагеллум).

Это изображение уникально во всех отношениях. Самое важное для нас здесь то, что оно придает Нуну статус божества. Статус, в котором легко усомниться, настолько подобные изображения редки. Кстати, этот барельеф показывает также, насколько Нун нуждался в связях с другими богами, чтобы стать объектом поклонения. Его связь с Нефертумом очевидна: эти божества были полными противоположностями: Нун — хаос, а Нефертум — «безупречно благой»! К тому же Нефертум не существовал бы, если бы не мог появиться из вод нуна в виде лотоса! Какова же мораль? Мир невозможен без противоположностей!

Волнистые стены

Для Нуна не нашлось места в храмах, однако он сам является храмом! А точнее воплощается в храмовых стенах. Действительно, ведь храм — это не что иное, как модель мира, упорядоченного вокруг богов! И этот упорядоченный мир существует только благодаря окружающему его хаосу. Таким образом, храмовые стены — это своего рода образ Нуна, на что указывает одна немаловажная деталь: кладка кирпичных стен Карнака не прямая, а несколько волнистая. Эти стены символизируют волнение вод нуна. Храм со своими прямыми линиями словно бы выступает из первичного океана.

Священные водоемы

Священные водоемы имеют такое же символическое значение. Недаром при строительстве храмов яму для фундамента должен был вырыть сам фараон! Яму такую глубокую, чтобы из земли выступили грунтовые воды, то есть воды нуна. После сооружения храма водой заполнялся большой пруд, вырытый за стенами святилища: священный водоем. Водоемы храмов Ден-деры, а также Амона и Мута в Карнаке были самыми большими. Здесь совершались обряды, связанные с актом творения. Конечно же, во время них упоминался и Нун. Но бог первичного океана не играл в этих религиозных ритуалах главной роли.




Родился 21 апреля 1984 года, в городе Одесса. Рос в семье потомственных артистов драмы и театра. Часто бывал…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два + двадцать =

Наверх