Летописи и царские списки: головоломка

Автор:

Это сложная, но очень увлекательная тема для исследований. Летописи и царские списки позволяют мало-помалу восстановить хронологию фараонов Древнего Египта и выдающихся событий, произошедших в годы их правления.

Хвала предусмотрительности древних египтян! Именно благодаря их любви к барельефам с надписями, благодаря стремлению оставить след своего присутствия на этой земле, сегодня мы можем многое узнать об их истории. Действительно, по летописям и царским спискам исследователям удалось восстановить список правителей Древнего Египта. Тем не менее, хотя археологи и обнаружили множество источников (как правило, представляющих собой камни с надписями), частично восстанавливающих хронологию и важнейшие события, собрать их воедино — все равно, что разгадать сложнейшую головоломку. По сей день ученые со всего мира изучают, сравнивают, дополняют и противопоставляют эти летописи и списки, часто обрывочные, неполные, противоречащие друг другу и полные ошибок, передававшихся из века в век. При этом приходится отыскивать неправильные датировки, лакуны и неправдоподобные факты. Словом, это не самая простая для изучения история.

Смысл существования царских списков

Царские списки не только хранят память об ушедших фараонах: они играют также политическую роль. Целью этих документов было подтверждение законности власти монарха, который приказывал разместить списки там, где любой мог с ними ознакомиться, т. е. в своей гробнице или в храме. Они позволяли связать его имя с династией его предшественников, а присутствие его имени среди имен выдающихся деятелей эпохи способствовало укреплению его власти, тем более что многие фараоны заботились о том, чтобы связать свое имя с величайшими сражениями и другими славными деяниями. Вот почему это поистине бесценный источник сведений о Древнем Египте.

Древнейший источник

Среди всевозможных археологических находок, сделанных египтологами, самая древняя — это камень с надписями, который получил название Палермского камня. Это наш главный источник для изучения царских титулов. На самом деле, речь идет не об одном камне, а о нескольких обломках базальтовой стелы, обломках, на которых резчики запечатлели самые выдающиеся события, произошедшие за период правления фараонов V династии Древнего Египта. Исследователи предполагают, что первоначальная длина всего памятника должна была составлять около двух метров; его I обломки сегодня рассеяны по нескольким знаменитым археологическим музеям мира: самый крупный находится на Сицилии, в городе Палермо (отсюда и название стелы).

Другие обломки хранятся в Каирском музее и в Университетском колледже Лондона. Однако ученые долгое время сомневались в их подлинности… Что же до оформления выгравированного текста, то он состоит из горизонтальных параграфов, разделенных вертикальными линиями, которые наверху отклоняются от вертикали, образуя иероглифический знак ренпет, то есть «год». Текст представляет собой список египетских правителей со стародавних времен, точнее, с момента основания государства -того мифического периода, когда на земле царствовали легендарные фараоны и боги.

После первых фараонов Палермский камень напоминает о правлении царя Менеса, который изображен основателем I династии и, что самое главное, первым реальным фараоном, первым смертным, по легенде, получившим власть непосредственно от самого бога Гора. Если мы продолжим читать фрагменты текста, то увидим, что за описанием правления Менеса следует перечисление фараонов вплоть до V династии и ее третьего фараона по имени Нефериркара. Но Палермский камень сообщает нам немало полезной информации помимо имен правителей, а именно: данные о космогонии и о масштабных сражениях, об экспедициях и различных сооружениях — словом, все факты, какие только могут прославить фараонов.

Летописи Тутмоса III и Сети I

Теперь обратимся к двум очень знаменитым источникам: летописи Тутмоса III и летописи, обнаруженной в Абидосе. Первая была найдена в Карнаке, в храме Ахмену, а точнее, в святилище царей, где она и была написана; сегодня этот документ хранится в Лувре. Это произведение, известное под названием «летописи Тутмоса III», рассказывает о славных победах египетских армий и о трофеях, добытых ими, и возвеличивает деяния фараона. Разумеется, основным предназначением текста было сохранение памяти об этих событиях, а также фиксация дат. Вторая летопись, так называемые Абидосские скрижали, представляет собой два документа, найденных археологами в одноименном городе. Первый документ — это скрижаль Сети I, текст, который по приказу фараона Сети был выгравирован на стенах его храма в Абидосе.

???????????????????????????????????????????????????????????????????

Он содержит список из семидесяти шести правителей, начиная с первого смертного фараона, Менеса и заканчивая самим Сети. Чтобы приумножить свою славу, Сети приказал изобразить себя и своего сына, будущего Рамсеса II, поклоняющимися картушам своих предшественников, царей Египта. Этот образ — не просто фантазия фараона: он был тщательно обдуман. Царь желал убедить своих подданных в том, что власть его семьи законна, продемонстрировать, что она является частью древней династии, а также связать себя с Осирисом (которому поклонялись в Абидосе).

Сложности ДАТИРОВКИ

Не следует забывать о том, что даты, которые приводятся в хронологии, приблизительны. Источники под воздействием времени начали разрушаться, многие из них обрывочны, имена некоторых фараонов, упоминающихся в списках, в разных источниках записаны по-разному, даты правлений порой противоречат друг другу, некоторые династии не следуют друг за другом в хронологическом порядке, а совпадают по времени.

Память о Рамсесе II

Следуя примеру отца, фараона Сети, Рамсес тоже оставил хроники своего правления в виде памятника. Археологи обнаружили в Абидосе царскую скрижаль, которую назвали Летописью Рамсеса II. Она помещалась в храме Рамсеса в Абидосе, сегодня же мы можем полюбоваться ею в Британском музее Лондона. К несчастью, уцелели лишь ее фрагменты… Примечательность этих обрывков текста в том, что в них упоминаются имена, которых нет ни в одном другом документе времен Рамсеса. Однако из-за плачевного состояния летописи ее очень сложно прочесть: лакуны слишком многочисленны. Текст фрагментарен, и к тому же в нем повторяются ошибки более древних текстов.

И наконец, в этом документе нет никаких указаний на продолжительность правлений, в нем не приводятся имена фараонов I переходного периода и амарнской эпохи. Со времен правления Рамсеса до нас дошел еще один документ, который современные исследователи решили назвать Туринским папирусом. Он был найден в Мемфисе, а затем приобретен консулом Дроветти. Это текст, написанный иератическим письмом, однако ученые предполагают, что он представляет собой список с более древнего документа. На тот момент, когда папирус попал в руки к консулу Дроветти, в нем насчитывалось больше трехсот имен. Однако он оказался очень хрупким и серьезно пострадал от неаккуратного обращения…

Так что теперь часть текста безвозвратно утрачена. Тем не менее, Туринский папирус вносит свою лепту в хронологическую головоломку, которую пытаются разгадать египтологи. Он очень полезен, потому что на удивление точен: в нем можно найти список богов и богинь, которые, по легенде, правили Египтом до фараонов. Кроме того, в нем приводятся имена всех фараонов, а также продолжительность их правлений вплоть до Рамсеса II включительно. Еще один любопытный момент: в папирусе указывается, сколько лет прошло со времен правления царя Менеса. И наконец, в летописи Рамсеса приведены имена гиксосских фараонов, и отмечено даже, что они были чужеземцами: вместо традиционного картуша фараона их имена сопровождаются специальным иероглифом.

Позднейшие источники

К этой категории относится труд грекоязычного автора по имени Манетон. Само его произведение, к сожалению, не сохранилось, но оно дошло до нас в виде отрывков: его цитировали некоторые более поздние авторы Древнего мира, в частности Иосиф Флавий, историк еврейского происхождения, живший в I веке, Секст Юлий Африкан (начало III века) и Евсевий Кесарийский (начало IV века). Манетон был египетским жрецом, писал на древнегреческом и жил в III веке нашей эры при фараоне Птолемее II Филадельфе. Манетон служил в храме, расположенном в дельте Нила, в Себенните. По поручению фараона Птолемея Манетон занялся написанием истории Египта (на древнегреческом); его труд получил название «Египтика».

МЕТОД MAHETOHA

При написании «Египтики», большого и сложного труда, Манетон, конечно же, использовал доступные ему египетские источники. Речь идет о иероглифических текстах, которые, к сожалению, были весьма приблизительны и содержали множество ошибок. Опираясь на эти порой весьма ненадежные данные, египетский жрец написал царскую летопись, начало которой восходит ко временам основания Египта. Манетон дает всем фараонам греческие имена. Как и в Туринском папирусе, в истории Манетона египетские монархи поделены на тридцать одну династию.

Царские титулы

Имя в Древнем Египте было не просто опознавательным знаком, а чертой личности. Египтяне верили в созидательную и подчиняющую силу слова. Имя — это нечто живое. Каждое имя можно перевести, и его значение очень символично: Хеопс «да защитит меня», Рамсес «сотворенный Ра»… Уничтожение имени умершего врага, например, Эхнатона или Хатшепсут из политических соображений приводило к их забвению, а следовательно, к окончательной смерти.

Титул фараонов состоял из пяти имен, которые появились одно за другим во времена правления первых династий, и использовался в официальных случаях владыками Среднего царства. Титул «фараон» приобрел распространение только в первом тысячелетии до Рождества Христова. «Имя Гора» — самый древний элемент титула; цари первых династий именовались именно так. Царь считался земным заместителем божества.

Имя «две госпожи» также восходит к первым династиям. Оно символически связывает фараона с двумя богинями-покровительницами южной и северной части страны: Уаджит (богиня-кобра, живущая в Буто, в дельте Нила) и Нехбет (богиня-гриф из Иераконполя). Имя «Золотой Гор» состоит из двух расположенных рядом иероглифов, «золото» и «сокол». Первым фараоном, взявшим этот титул, был Джосер. В момент коронации правители принимали также тронное имя. Оно заключалось в картуш и состояло из имени бога Ра, перед которым помещался эпитет «принадлежащий тростнику и пчеле». Это не что иное, как метафора, именование фараона «владыкой Верхнего и Нижнего Египта». Это имя впервые было употреблено по отношению к Дену, царю первой династии. Тронное имя стали заключать в картуш только начиная с периода правления Униса, последнего представителя III династии. И наконец, имя, данное царю при рождении, тоже заключалось в картуш.




Родился 21 апреля 1984 года, в городе Одесса. Рос в семье потомственных артистов драмы и театра. Часто бывал…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать + 4 =

Наверх