Литература эпохи Рамессидов

Автор:

Результат перемен, наметившихся еще в амарнскую эпоху: литература эпохи Рамессидов дошла до нас в виде поэм, сказок, гимнов, религиозных текстов и поучений.

Хотя в эпоху Рамессидов древнеегипетский язык заметно изменился, став тем, что сегодня принято называть новоегипетским, при этом он сохранил своеобразие даже в начертании использующихся в письменности знаков. Эти знаки, фонограммы или идеограммы в виде частей человеческого тела, животных, растений и минералов, сами по себе складываются в настоящую графическую поэзию. Однако древнеегипетская литература в привычном нам понимании этого слова тоже существовала. И в период правления Рамсесов для нее характерны дерзкие, юмористические или откровенно сатирические рассказы, полные разнообразных картин жизни.

Религиозные и погребальные тексты

Самые древние тексты египетской цивилизации носят религиозный характер. «Книга мертвых», составленная в эпоху Нового царства, продолжает развиваться и при династии Рамсесов. Однако вместе с тем появляются и новые тексты, основная цель которых — дать подробное топографическое описание загробного мира. Так, например, в «Книге Неба» описывается путь солнца, рождающегося из Нут. «Книга дней», экземпляр которой был обнаружен в гробнице Рамсеса VI, рассказывает о ежедневном путешествии солнца в божественной ладье. «Амдуат», или «Книга того, что находится в мире мертвых» разделена на двенадцать часов, как и «Книга Дверей». Произведений подобного жанра было очень много: «Книга Ночи», «Книга Пещер», «Книга Дня»…

Мудрости и сатиры

Из всех литературных жанров литература мудрости — самая древняя. В эпоху Рамессидов книги мудростей становятся самыми изучаемыми в школах, хотя лишь немногие из них, судя по всему, были составлены в эту эпоху. Чаще всего такие тексты оформлены в виде советов отца сыну. В эпоху Нового царства самым известным произведением этого жанра были «Максимы Ани».

Если книги мудростей проповедуют смирение, человеколюбие и осторожность, то «Сатира Ремесел», вошедшая в моду при Рамсесах, восхваляет преимущества ремесла писаря, сравнивая его с другими ремеслами и занятиями. Мы найдем здесь портреты крестьянина, охотника, горшечника, солдата, жреца… «Сапожник весь пропитался дубильными веществами, от него исходит своеобразный запах; его руки красны от марены и похожи на руки, запятнанные кровью». Сатира в литературе присутствует повсеместно, неважно, о ком идет речь: о чиновнике, высмеивающем коллегу за невежество, или даже о богах, которым приписываются слабости и пороки, чтобы сарказм воспринимался острее.

Bookdead

Гимны

В эпоху Рамессидов появляется множество гимнов. В большинстве своем они посвящены богам или земным владыкам. Процитируем один из типичных примеров этой прославляющей, величественной литературы, подкупающей красотой образов, — гимн, посвященный Амону и датирующийся периодом правления Рамсеса III: «Сокрыто имя твое… и никто не знал, каков был твой облик, прежде чем ты, сияя, впервые появился из вод Нуна; твои лучи сверкали, и ты озарил ими все, что ты создал, все, что до сих пор пребывало во мраке; кожа твоя была светом, исходящий от тебя жар порождал жизнь, и всевозможные драгоценные камни были частью твоего тела: твои члены были дыханием для каждой ноздри». Более того, существуют гимны, обращенные к городам, изображенным в виде божественных сущностей: «Хвала Абидосу, радость моя подобна той, что ощутила Исида, когда ее сын появился на свет в Хеммисе».

Романы и сказки

Романы и сказки — два жанра, развившихся в эпоху Среднего царства, являются фиксацией долгой устной традиции. Чаще всего они записывались на папирусе. В них смешиваются сверхъестественное, магия и мораль, ведь зачастую эти тексты несут глубокий скрытый смысл. Так, в сказке о двух сестрах по имени Истина и Ложь, Ложь сначала несправедливо обвиняет Истину в преступлении, и ее приговаривают к ослеплению. Но ее сын восстанавливает справедливость, и приговор выносится уже Лжи. Таким образом, в этом произведении прославляются любовь к истине и сыновняя любовь — две основные добродетели древних египтян. Другое произведение, «Приключения Гора и Сета» из папируса Честера Битти (XX династия), посвящено долгой вражде Сета и Гора, закончившейся судом. Однако эпоха Рамессидов привнесла нечто новое в этот жанр: и комическое, и трагическое описываются с необычайной легкостью.

Любовная поэзия

Любовная поэзия появляется в начале эпохи Нового царства и активно развивается в эпоху Рамсесов. Эти удивительно лиричные произведения метафорически восхваляют красоту природы и красоту возлюбленной женщины или мужчины. До нас дошли многочисленные любовные поэмы, написанные на папирусе или остраконах. Эти стихи, а точнее любовные песни, по всей очевидности, читались на пирах под аккомпанемент флейт и арф. Они пробуждали желания и воспевали горести любви: «Твоя любовь пребывает в моем теле, как камыш в объятиях ветра. Я лягу в постель дома, больной, но не заслуживший этого. Соседи придут повидать меня, и красавица вместе с ними. Она уличит врачей в ошибке, потому что знает, что за болезнь терзает меня».

ПРОИЗВЕДЕНИЯ В РИСУНКАХ И РЕЛЬЕФАХ

Изначально материалом для записи произведений древнеегипетской литературы был только камень. Со временем тексты стали записывать красками на папирусе, льняных повязках, коже и вырезать на деревянных дощечках, гранитных плитах, а также на обломках известняка или обычных осколках керамики, которыми могли воспользоваться даже бедняки. Однако из-за хрупкости этих материалов очень немногие тексты дошли до нас целиком.




Родился 21 апреля 1984 года, в городе Одесса. Рос в семье потомственных артистов драмы и театра. Часто бывал…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемь + 3 =

Наверх