Лувр: постоянно расширяющиеся коллекции

Автор:

Лувр, полностью посвященный искусству, со временем стал одним из крупнейших музеев мира. Стремясь сохранить этот статус, его хранители заботятся о том, чтобы коллекции Лувра постоянно пополнялись. Собрание Отдела египетских древностей, одно из богатейших в мире, не является исключением.

Лувр, бывший дворец французских королей в Париже, был превращен в музей декретом о порядке применения закона от 6 мая 1791 года. Что касается Отдела египетских древностей, то он был создан позднее, в 1826 году, и его первым хранителем стал не кто иной, как Жан-Франсуа Шампольон, который четырьмя годами ранее совершил революционное открытие, разгадав тайну иероглифов. Официальное открытие состоялось 15 декабря 1827 года. С тех пор этот отдел не прекращал расширяться за счет частных коллекций, приобретений изделий и собраний из Египта на аукционах, а также раздела находок, сделанных во время археологических раскопок.

Обогащение коллекций

Гордясь коллекциями отдела египетских древностей, качество которых сегодня общепризнано, Лувр считает своим долгом регулярно приобретать для него новые экспонаты. Так, например, в 2001 году музей сумел раздобыть великолепный рельеф, датирующийся III веком н. э. На нем изображен умерший молодой египтянин, который воскуривает ладан в качестве подношения богу Осирису. На голове у него длинная детская прядь, как у бога Гарпократа, и его защищает символ Бехедети, изображенный над храмом. Алтарь для подношений с двумя чашами (купелями) для воды размещен рядом с карнизом, на котором стоит круглый столик с подносом и сосудом для ладана.

В 2002 году собрание Отдела египетских древностей Лувра пополнилось еще тремя экспонатами. Два из них, выставленные рядом (крыло Сюлли, зал 9, витрина 5), — украшения из драгоценных материалов. Первое, великолепный образец работы с аметистом, характерный для ювелирного искусства эпохи Среднего царства (то есть приблизительно 2033-1710 гг. до н. э), представляет собой ожерелье с аметистовыми скарабеями и бусинами. Второе украшение — золотая подвеска в виде сокола, датирующаяся концом Древнего царства (ок. 2200 г. до н. э.). Это очень редкий и ценный экспонат, ведь до нас дошло очень мало ювелирных изделий этого периода.

pamyatniki-drevnosti

Третье приобретение 2002 года — скульптура из известняка, датирующаяся Поздним периодом или эпохой Птолемеев (664-30 г. до н. э.). Мастер изобразил двух пленников, привязанных к позорному столбу. Наказание, которому в данном случае подвергаются сирийско-палестинские пленники (именно для них характерны бороды), изначально сопровождалось ударами палок; так карали египетских преступников. Точное назначение этого скульптурного изображения нам неизвестно, но мы можем предположить, что оно могло использоваться во время какого-то магического обряда для защиты страны от внешних врагов.

Другие великолепные приобретения

Каждый или почти каждый год приносит свой новое пополнение, так в 2003 году Лувр приобрел скульптурное изделие из песчаника, изображающее высокопоставленных сановников. Эта сцена, датирующаяся эпохой Нового царства, а точнее XVIII династией, являлась частью горельефа, изображавшего придворных высшего ранга на службе царского дома. Ее стиль типичен для начала правления Аменхотепа IV, больше известного как Эхнатон. Миндалевидные глаза, полные губы, все трое облачены в одинаковые наряды и распростерты ниц.

Эта поза, по-видимому, указывает на то, что придворные поклоняются фараону по случаю его юбилея, праздника, который был символическим восстановлением царского могущества. В Отдел египетских древностей Лувра попали два других изделия, изготовленных в ту же эпоху: статуэтка 11,6 см высотой и маленький сосуд из пористой керамики. Статуэтка, которую не удается датировать точно (конец Древнего царства или начало Нового царства), изготовлена из тонкой розовато-оранжевой керамики с необычайным мастерством и изяществом.

Изображенный персонаж молод, на что указывает его нагота (один из признаков юности в древнеегипетском искусстве), а также достаточно узкие плечи, большой живот и круглая, непропорционально большая голова. Если судить по чертам лица, юноша может быть нубийцем. Что же до сосуда, то он датируется VI или VII веком до н. э. Этот шедевр коптского искусства из пористой неглазурованной керамики использовался в качестве сосуда для охлаждения: его выставляли на свежий воздух, чтобы содержимое охладилось путем испарения. Его богатый и красочный декор, состоящий из геометрических, растительных и животных мотивов, типичен для этого периода. В те времена подобные сосуды были частью обстановки многих жилищ средиземноморских стран.

Редкие экспонаты, о которых мы рассказали в этой статье, являются лишь малой частью коллекций Отдела египетских древностей Лувра, свидетельствуя об их динамизме и ценности. Отдел, о последних приобретениях которого вы только что узнали, как и весь музей, получает немалую выгоду от активной деятельности Общества друзей Лувра (см. текст в рамке на этой странице).

ОБЩЕСТВО ДРУЗЕЙ ЛУВРА

Общество друзей Лувра, созданное в 1897 году, является независимой от музея организацией, основная цель которой — обогащать и пополнять его коллекции. Это общество состоит из более 60 ООО щедрых и порядочных членов-меценатов. Благодаря членским взносам и пожертвованиям оно располагает среднегодовым бюджетом в 3 млн. евро, необходимым для его работы и приобретения новых шедевров. Приведем один из самых известных примеров: именно благодаря Обществу друзей Лувра в 2011 году в музей поступили «Три грации» немецкого художника Лукаса Кранаха (1472-1533). Что же до египетского искусства, то последний вклад друзей Лувра был сделан в 2001 году. Речь идет о фрагменте вотивного памятника от двух женщин, получившем название Тади-Имхотеп. Он датируется IV веком до н. э. (XXX династией) и изображает группу женщин. Это редкая и потому особо ценная композиция.




Родился 21 апреля 1984 года, в городе Одесса. Рос в семье потомственных артистов драмы и театра. Часто бывал…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × пять =

Наверх