Марсельский музей археологии

Автор:

Марсельский музей, второй во Франции после Лувра, может по праву гордиться великолепной коллекцией, которая включает в себя уникальные экспонаты и охватывает всю историю Древнего Египта.

Марсельский музей археологии Средиземноморья размещен в здании богадельни Вьей-Шарите. Он состоит из трех больших отделов, каждый из которых отличается богатыми коллекциями и может похвастаться редчайшими экспонатами. Экспозиция представляет панораму древних цивилизаций средиземноморского бассейна. Собрание египетских древностей этого музея — второе по величине во Франции после Лувра. Оно разделено по тематическому принципу на пять залов и дает максимально полное представление об искусстве, культуре, культах, менталитете и повседневной жизни Египта фараонов. Здесь выставлена вся история Древнего Египта! В витринах размещено около тысячи экспонатов, а в хранилищах находится еще столько же.

Экспозиция пяти залов построена по тематическому принципу: повседневная жизнь, мир богов, погребальный мир и, наконец, реконструкция погребальной камеры. Хотя коллекции и без того были очень разнообразны, музей дополнил экспозицию Додинастического периода приобретением серии предметов эпохи Накада; кроме того, он сумел раздобыть две маски Осириса, изготовленные из листового золота и датирующиеся эпохой Птолемеев. Отметим, что большей частью своей славы Марсельский музей обязан коллекции Кло-бея.

Коллекция Кло-бея

Антуан Бартелеми Кло, родившийся в 1793 году, стал доктором медицины во Франции, а затем в 1825 году переселился в Каир по просьбе вице-короля Египта Мухаммеда Али, чтобы создать египетскую школу медицины. Эта школа была открыта в 1837 году. Традиционно он считается основателем современной египетской медицинской науки. Доктор провел в этой стране больше двадцати лет, и все эти годы он увлеченно собирал археологические находки. Его коллекция насчитывала около тысячи древностей. В 1859 году, добившись всеобщего признания и получив почетный титул бея, Антуан Бартелеми Кло вернулся во Францию и поселился в имении в Марселе, где и скончался в 1868 году. В конце жизни, в 1861 году, Кло-бей подарил большую часть своих коллекций Марселю.

97079

Лучшие экспонаты музея происходят именно из этого собрания: стелы Казы, известняковый алтарь для подношений Кенхихопшефа с тридцатью четырьмя царскими картушами и бронзовыми фигурами, изображающими почти всех божеств древнеегипетского пантеона. И наконец, помимо этих великолепных экспонатов, в музее хранится два произведения искусства с удивительной историей: прекрасная статуя богини с картушами фараона Рамсеса II и неопознанный бюст. Легенда гласит, что когда-то рыцари Ордена тамплиеров, использовали этот бюст в своих ритуалах.

Хорошая компания для умерших

Коллекции Марсельского музея свидетельствуют о том, что умершие отправлялись в загробное царство в хорошей компании, с животными и слугами. Бестиарий коллекции поразителен. Посетители могут полюбоваться двумя превосходными головами крокодила, изготовленными из расписного искусственного мрамора. Они датируются римской эпохой и изображают бога Себека. Кроме того, здесь выставлено множество мумий животных: кошек, крокодилов…

Под хвостом каждой мумии можно заметить маленькое отверстие, в которое мастера вкладывали кусочек тела животного. Среди этих мумий отметим изящную сидящую кошечку с острыми ушками и вытянутой мордой. На шее у нее узкий ошейник. Ее глаза инкрустированы камнями, а в проколотых ушах, судя по всему, когда-то были золотые кольца. Бронзовый саркофаг кошки, датирующийся саисской эпохой, надменно взирает на посетителей.

Алтарь для подношений Кенхихопшефа

Экспозиция музея усиливает впечатление от этого удивительного гравированного камня, найденного в Фивах. Другое его название — алтарь Кло-бея. Он высечен из известняка и датируется периодом правления Рамсеса II и Мернептаха. На алтаре для подношений изображен покойный Кенхихопшеф, писарь, поклоняющийся картушам правителей, которые были погребены в Фивах. Это один из первых документов, позволивших составить хронологию XVII и XIX династий до воцарения фараона Рамсеса II.

Стелы Казы

Одно из главных сокровищ музея -четыре уникальные стелы военачальника Казы. Это единственные предметы подобного рода, обнаруженные на сегодняшний день. Они приблизительно датируются периодом правления Сети I. Каждая стела покрыта надписями, а в верхних ее углах отмечены стороны света. Изначально в стелы было вложено по статуэтке и маленькому кирпичу. Военачальник Каза, по-видимому, последовал некому обычаю, который должен был защитить его мумию. Действительно, в «Книге мертвых» рекомендуется вложить в нишу статуэтку, поставленную на кирпич. Этот египтянин приказал вмуровать в каждую из стен его гробницы по стеле, ориентированной по сторонам света, которая служила вместилищем для статуэтки и кирпича, и на которой была выгравирована объяснительная надпись. К сожалению, стелы лишились статуэток и кирпичей, но текст рассказывает нам об обряде, который следовало совершить над мумией.

САРКОФАГ ИБИСА

В Марсельском музее выставлен саркофаг ибиса из позолоченного дерева, серебра и гранатов, найденный в Туна-эль-Джебель. В эпоху Птолемеев и в римскую эпоху ибисов во множестве бальзамировали и погребали на большом некрополе Туна-эль-Джебель, расположенном неподалеку от Гермополя. Именно оттуда происходит и этот саркофаг. Ибис считался воплощением бога Тота, владыки письменности и законов. Покровитель писарей и рассудительный помощник богов, ибис был божеством умственной деятельности, богом измерения времени и календаря.




Родился 21 апреля 1984 года, в городе Одесса. Рос в семье потомственных артистов драмы и театра. Часто бывал…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × 4 =

Наверх