Мифы о Гормесут, сыновьях Гора

Автор:

Сыновья Гора охраняют внутренние органы, они звезды и посланники… Сыновья Гора — духи, которые, объединившись, приносят людям огромную пользу. Неразлучные, как пальцы одной руки, Амсет, Хапи, Дуамутеф и Кебехсенуф неразрывно связаны с величайшими божествами.

Мы дети Гора, которых он любит», — заявляют хором четыре божества в древнейших «Текстах пирамид». Стоит ли воспринимать эти слова как сообщение об их благородном происхождении?.. На сегодняшний день это единственное объяснение, найденное исследователями.

«Возлюбленные» Гора Древнего

Гор, о котором идет речь, есть не кто иной, как сын богини Нут, брат хорошо известных нам Исиды и Осириса, дядя Гора Великого. Одна древняя легенда гласит, что четыре сына Гора отождествлялись с душами бога и были выловлены из вод нуна богом Себеком по распоряжению самого Ра. Сама Исида произвела на свет этих четырех детей, плод союза с ее собственным братом Хароерисом (другое имя Гора Древнего). Этот малоизвестный эпизод полностью затмила кровосмесительная связь богини с другим ее братом, Осирисом. По-видимому, именно из-за таких особенно близких семейных отношений сыновьей Гора стали связывать с их дядей, Осирисом. Они стоят перед ним, расположившись на цветке лотоса, и эта сцена символизирует защиту. Именно так дети Гора изображены на большинстве папирусов, которые упоминают о знаменитой процедуре психостасии.

Цифра четыре

Цифра четыре символизирует предназначение сыновей Гора, но также связывается с живым человеком (четыре стороны света) и с умершим (четыре канопы). Эта символика получает необычную интерпретацию в библейских текстах. В частности, Карл Густав Юнг отмечает любопытную аналогию с видением Иезекииля, в котором четыре создания, одно в образе человека, а три других — с головами животных, в том числе птицы, символизируют четыре стороны света. Подобное видение мы находим также в «Апокалипсисе» Иоанна Богослова.

Четыре сущности

Хотя они редко разделялись, как в мифологическом контексте, так и в культовом, на самом деле каждый из четырех сыновей Гора был индивидуальностью. Действительно, несмотря на одинаковое происхождение, эти персонажи мало, чем похожи. Ничего удивительного в этом нет: вспомним их дядей и теток, таких разных, но рожденных одной матерью! Первым из братьев был Амсет (или Имсети), божество с двойственной сущностью (изначально Амсетом называли божественную чету с доминирующим женским началом). Амсету подчинятся южный ветер, при помощи которого этот дух разнес весть об окончательной победе Гора над Сетом. За ним следует Хапи, также двойственная сущность (его называли «двумя утками» или «двумя гусями»). Корень «хап» отсылает нас к системе кровообращения.

000000

Дуамутеф -«тот, кто восхваляет свою мать» (Исиду), а имя Кебехсенуф означает «освежающий своих братьев» (то есть физически восстанавливающий их). Надо сказать, что этим процессом восстановления все четверо, объединившись, владели в совершенстве. Они восстанавливали поврежденное смертью тело, которое, благодаря им, оказывается готовым к новому существованию. Подобные умения с точки зрения египтян были крайне важны! И первым, о ком могли позаботиться сыновья Гора, был их родной дядя, Осирис.

Духи-звезды

Действительно, четыре сына Гора получили от Анубиса поручение охранять своего дядю и сопровождать его в путешествии на небеса. Древние тексты рассказывают, что, превратившись в звезды, эти духи отнесли умершего Осириса на небеса к душам праведников. Став богами-звездами, они приблизились к Нут, богине неба; недаром их называли «пребывающими под северным бедром неба», то есть рядом с созвездием Большой Медведицы. Именно дети Гора должны были присматривать за этим созвездием, которое считалось связанным с Сетом и, следовательно, вредоносным. Отметим также, что все четверо были официальными защитниками Атума-Ра, помогавшими ему при нападениях змея Апопа. И, как ни странно, сражаться им приходилось бок о бок с Сетом, тоже стоящим на носу ладьи.

«Души Пе и Нехена»

Рискуя все усложнить, напомним все же, что Гор Древний очень рано стал отождествляться с Гором Великим, сыном Осириса. Так, по одной из легенд Гор Великий оказывается связан с «сыновьями Гора», которые якобы были его детьми. В возмещение ущерба, причиненного Гору

Сетом, Ра даровал ему города Пе (Буто) и Нехен (Иераконполь). Чтобы успокоить волнения, вызванные его борьбой с Сетом, Гор попросил у Ра разрешения отправить туда своих сыновей. Так Амсет и Хапи были посланы в Пе, а Дуамутеф и Кебехсенуф обосновались в Нехене. Именно тогда сыновей Гора стали называть «Душами Пе и Нехена». Что же до самого Гора, то он получил от Ра титул «Гор херы уаджеф», что значит «их вождь».

Ка, ба, иб и са!

Почти полностью сливаясь с человеческим телом, сыновья Гора также обеспечивали защиту нематериальных элементов человеческой сущности. Ка человека, которое древние египтяне обожествляли в образе высшего существа, ассоциировалось с Амсетом. Амсет отвечал за поддержание жизненной силы, созидательной энергии каждого человека. Ба находилось под охраной Дуамутефа. Именно он должен был оживить бездыханное тело. Кебехсенуф связывался с са. Это начало, не менее абстрактное, чем два предыдущих, лежит в основе благородных побуждений, которые нами движут. Таким образом, са обладает способностью преображать каждое существо. И наконец, остается сердце, иб. Напомним, что оно не помещалось в сосуды-канопы: его аккуратно вкладывали обратно в забальзамированное тело. Это вместилище истины находилось под защитой духа Хапи.




Родился 21 апреля 1984 года, в городе Одесса. Рос в семье потомственных артистов драмы и театра. Часто бывал…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 − семнадцать =

Наверх