Мифы о Ка

Автор:

Ка — это обожествление ка, сути бытия. Бог Ка упоминается намного реже ка, присущего всему живому: божеству, фараону и простому смертному. И хотя Ка у каждого свой, с течением времени в сознании древнего египтян сложился некий обобщенный образ.

Человек с парой поднятых рук на голове — так может выглядеть только Ка. Но Ка не существует без того, с кем он соединен: у каждого есть ка, кем бы он ни был — простым рабочим, ремесленником, землепашцем, или же писарем, визирем и даже самим фараоном… То есть ка ровно столько, сколько жителей Египта. Все это множество ка, отличных друг от друга, подчиняется одинаковым верованиям.

Ка…

Тело, или кхет, было бы полностью лишено жизни, если бы в нем не пребывали ка, ба, шут (тень) и другие жизненные элементы. Оно было бы лишь пустой оболочкой, полностью инертной материей. Именно все эти элементы в сочетании друг с другом вдыхают жизнь в тело. Это необходимое для существования условие должно соблюдаться для каждого без исключения, будь то простой смертный с берега Нила, фараон во дворце или бог, царствующий на небе. Словом, для жизни в каждом, людского он рода или божественного, должен быть Ка.

…и остальные элементы

Птица на голове человека изображает ба, и это более материальное понятие, чем ка. Ба — это нечто «земное», в то время как ка, скорее, имеет божественное происхождение.

К этим двум элементам (назовем их основными, ведь они были обожествлены) можно добавить шут (тень), которая, в отличие от ка или ба, бесследно исчезает в момент кончины, а также имя умершего и ах (понятие, которое можно перевести как «светлая или славная сторона существа»).

И, наконец, хотя тело — это не более чем материальная оболочка, оно абсолютно необходимо для существования основных элементов: ка, 6а и шут. Вот почему так важно сохранить тело неповрежденным и при жизни, и, что самое главное, после смерти. Ка, пусть даже отделившееся от тела в момент кончины, не сможет существовать, если этого тела не станет. Это объясняет особое значение, которое египтяне отводили сохранению тела с помощью искусства бальзамирования.

Семь кау для создания одного ка!

Когда живое существо появляется на свет, вместе с ним появляется и его ка. Поверье гласит, что его собственноручно вылепливает сам Хнум, божественный гончар, на своем круге. Однако иногда возникновение ка описывается в мифологии более сложно. Согласно некоторым верованиям, ка является не инертной сущностью, а рождается в результате слияния неких основных качеств. Сформированные и в некотором роде «обожествленные» каждое по отдельности, они сливаются воедино только для того, чтобы стать ка. Это духи кау. Нам известно их число — семь; им соответствуют семь хемусут (женские эквиваленты кау). В момент рождения человека каждый из элементов кау и хемусут символически берет младенца на руки и передает ему свое качество. Так появляется ка. Ребенок слишком мал, чтобы почувствовать это. Но и с возрастом ничего не изменится. Ни один человек не способен постичь свое ка и тем более увидеть его.

Лишь с наступлением смерти ка человека наконец откроется ему. Древнеегипетское выражение «уйти к ка» означает «умереть»!

Интересно, что передача ка посредством взятия на руки отмечается и в мире богов. Так, великий Ра крепко сжимал в объятиях своих новорожденных детей, Шу и Тефнут. Это было не только доказательством любви, но способом передачи своего ка, ведь Ка символизирует преемственность поколений. Своего рода «мифический ген»!

33542_ae94201e0ec9faca4121f8a0d47cd770

Ка фараона

От богов происходит и ка фараона Древнего Египта. Действительно, ка правителя всегда связывалось с первым из пяти имен, обретаемых при коронации. Как мы помним, каждый фараон в момент коронации брал новое, официальное имя, состоящие из пяти элементов неограниченной длины! Первое из них, «имя Гора», также известно как «имя Ка».

После коронации Тутмоса I (1530 г. до н. э.) «имя Ка» правителя начиналось с эпитета «Могучий телец», за которым следовало еще одно определение. Так, к примеру, Тутмос IV в качестве «имени Ка» выбрал эпитет «Могучий и бесподобный телец»! Вот почему бога Ка, сопровождающего фараона, нередко можно увидеть на царских барельефах.

Ка и боги

Египтяне верили, что боги, подобно людям, живут в единстве со своими ка. Однако, как это ни удивительно, ка с легкостью могло переходить от одного бога к другому или даже захватывать тело, предназначенное для другого ка\ Примеров такого рода в мифологии достаточно много, начиная с небезызвестной истории о противостоянии братьев Осириса и Сета. Последний с давних пор не переставал изводить ревностью брата. Ссоры не прекращались, становясь от раза к разу все более ожесточенными, и каждый из богов страшился худшего. В «Текстах пирамид» говорится, что Осирису было велено освободить свое ка, чтобы оно взяло верх над ка Сета. Тем самым Осирис мог бы изменить свою судьбу, усмирив смертоносные инстинкты брата. Однако бог, слишком уважительно относившийся к Ка, решил ничего не делать. Все мы знаем, к чему привело его бездействие: в продолжении истории Осирис был коварно убит собственным братом.

ХЕМСУСЕТ ИЛИ ЖЕНСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ КА

Хемсусет — это женский эквивалент Ка. Она, конечно, была его спутницей и супругой. Она составляет женское ка многих богинь, среди которых есть те, что отвечают за рождение и сохранение жизни: Исида, а также Рененутет, Таурт, Хатор и Бает, жена Беса. Хемсусет изображается в женском обличье и держит на руках королевского и божественного ребенка, оба смотрят в одном направлении. Возможно, в этом совпадении взглядов следует усматривать намек на славное будущее, которое ждет каждого, кого сопровождает богиня?




Родился 21 апреля 1984 года, в городе Одесса. Рос в семье потомственных артистов драмы и театра. Часто бывал…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 + восемь =

Наверх