Древние боги Египта: Мифы о Решефе

Автор:

Ближневосточный бог Решеф воплощает в себе грозные силы природы. Будучи связан с Сетом, а также с фараоном, которого защищает грозным оружием. Он занимает свое место в пантеоне Древнего Египта, однако не участвует ни в одном из основных мифологических циклов.

Решеф родился вовсе не на берегах Нила, и не в болотах Дельты, и не в краю порогов. Он не нубиец и не уроженец Пунта… Он — аморей, то есть выходец из сирийско-палестинских земель. Мифология этого региона связывает его с величайшими из богов пантеона Месопотамии. В Древнем Египте он появился, несомненно, благодаря гиксосским завоевателям (это знаменательное событие произошло между 1700 и 1600 гг. до н. э.). Хотя в силу своего грозного нрава Решеф оказался связан с самыми устрашающими божествами этого пантеона, он, как ни странно, не стал персонажем ни одной из удивительных историй египетской мифологии.

Нергал, прообраз египетского Решефа

Древние египтяне называли его Решепу, а современные авторы -Решеф или Решеп. Однако у себя на родине, между современной Сирией и Палестиной, Решеф (или Решеп) был больше известен под именем вавилонского бога Нергала, с которым он оказался отождествлен в результате войн и нашествий, обрушившихся на эту землю в III тысячелетии до н. э.

Нергал, бог шумеро-аккадского происхождения, был владыкой ада. Ему поклонялись в Лагаше, Ларсе и Уре, крупных шумерских городах, расположенных в Месопотамии, которые амореи, основатели первой вавилонской династии, взяли под свой контроль. Влияние культа Нергала при этом, разумеется, существенно возросло. Один из мифов распространенных в этой области, повествует о том, как Нергал поддался чарам богини Эрешкигаль (которая станет его паредрой) и был вынужден подарить ей часть загробного царства, где он играл роль судьи умерших.

Постепенно он сделался богом войны, чумы и в целом всех бедствий. Изображения, которые оставили нам жители этих городов, очень красноречивы: Нергал чаще всего предстает перед нами в виде меча или жезла с набалдашником в виде головы льва; интересно, что эта голова наделялась способностью пожирать людей! Неудивительно, что символом этого божества стала красная планета Марс. Нергал-Решеф занял очень важное место в пантеоне Ассирии в качестве бога войны. Напомним, что война была излюбленным времяпрепровождением этого великого народа, отличившегося в области торговли, строительства и завоеваний!

Бог бедствий

У себя на родине Решеф был, прежде всего, богом гроз, бурь и эпидемий. Словом, всех бедствий, которые только могли обрушиться на человеческий род. Именно в этом качестве бог упоминается в Ветхом Завете.

Попав на египетскую землю, Решеф сохранил свои функции и репутацию жестокого божества, приносящего разрушения. И его облик только способствовал этому: его щит, секира, копье и булава были весьма впечатляющим оружием. Поэтому неудивительно, что в текстах Решеф нередко именуется «владыкой силы». В бедствиях, которые он сеял, древние египтяне усматривали в первую очередь именно проявление воинственного нрава. «Я — побеждающий врагов» — вот какие слова этот народ вложил в уста Решефа!

wb9

Сходство с Сетом

В силу своего буйного нрава Решеф был связан с другими, столь же вспыльчивыми египетскими богами, а именно с Монту, фиванским божеством войны, а также с Сетом, неуемным братом Осириса, причем сходство с этим богом было даже более сильным. Действительно, Сет считался «владыкой оружия царя», и Решеф тоже выполнял эту функцию. Однако помимо того Сет был символом предательства, что, напротив, не имеет никакой связи с образом Решефа. Тем не менее, отметим, что именно Сета египтяне считали виновником нашествий гиксосов, а ведь именно благодаря им, культ Решефа укоренился в дельте Нила.

Исключительно воинственные изображения

Если не считать бронзовые статуэтки и украшенные горельефами каменные стелы, изображения Решефа довольно редки. И во всех случаях его портреты передают один и тот же образ: вооруженный до зубов мужчина, увенчанный короной, напоминающей белую корону Верхнего Египта. Так, к примеру, одна стела (XIX династия), части которой хранятся в Туринском и Берлинском музеях, изображает бога со щитом и копьем в руках. На другой, выставляющейся в нью-йоркском музее Метрополитен, он сжимает свою резную секиру. Словом, Решеф неизменно изображается готовым к сражению, что вполне соответствует его природе.

Решеф в египетских источниках

Как мы уже говорили, именно благодаря гиксосам (около 1620-1600 гг. до н. э.) Решеф ступил на земли Нила.

Отметим, что первая версия текста, рассказывающего о Нергале и Эрешкигаль в аду (так называемая «Поэма об Эрешкигаль») происходит не из Месопотамии, а из Египта. А точнее, из библиотеки Аменхотепа IV! Надо сказать, что все владыки XVIII династии относились к Решефу с большим почтением.

ЧУЖЕЗЕМНАЯ МОДА

Интересно, что Решеф, как и некоторые другие Древние боги Египта, был далеко не единственным божеством иноземного происхождения, проникнувшим в пантеон Древнего Египта. Другим примером может послужить его собрат Баал. Еще более знамениты богини: Анат, Кадеш и, конечно же, Астарта. Эти воительницы подобно Решефу были вооружены копьями и щитами. И, как в случае с Решефом, их культ принесли в Египет владыки Нового царства, а именно фараоны XVIII и XIX династий.




Родился 21 апреля 1984 года, в городе Одесса. Рос в семье потомственных артистов драмы и театра. Часто бывал…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

15 − шесть =

Наверх