Мифы об Апопе

Автор:

Чтобы мир существовал, у всего должна быть противоположность. Так, Апоп — это противоположность сотворенной и упорядоченной вселенной! Вот почему с самого первого дня и самой первой ночи Ра и Апоп без устали сражаются между собой. Один нападает, второй защищается… Каждый следует своей стратегии, созидая и укрепляя один из величайших мифов Древнего Египта.

Ужасный и мятежный я!» — заявляет Апоп. Этот чудовищный змей сам по себе является воплощением хаоса, к которому в любое мгновение может возвратиться упорядоченный мир. Откуда в нем столько ненависти к богам и к творению? Быть может, какое-то событие объясняет воинственную и разрушительную природу Апопа? Если бы не храм Эсны в Верхнем Египте, эти вопросы остались бы без ответов.

Злополучный плевок

Артефактов, рассказывающих о рождении Апопа, практически не сохранилось. По крайней мере, так считалось до тех пор, пока не были переведены тексты из храма Эсны… Только в них можно отыскать четкие указания на происхождение Апопа! Согласно этим источникам, Апоп был «рожден из плевка»! Легенда гласит, что однажды плевок богини Нейт упал в воды первичного океана. Плевок, который, вероятно, сразу был отвергнут первородными богами, так что Апоп был вынужден вечно терпеть это неприятие, которое приводило его в бешенство. Так появился концепт отстранения, исключения, лежащий в основе главных противостояний высших сил (Апоп против Ра, Сет против Осириса…).

Что же до ночи, то она стала царством злых сил, родившихся в результате этих событий, и символом Апопа.

ФАЛЬШИВЫЕ ДРУЗЬЯ

Так древние египтяне называли гиксосов, семитских завоевателей, которые в результате миграций индоевропейских народов обосновались в Египте. Построив свою столицу Аварис в дельте Нила, они сумели основать две династии в Египте XVII и XVI веков до н. э. Три их последних правители носили имя Апоп. Однако в этом не следует видеть нечто большее, нежели простое фонетическое совпадение, ведь Апоп — это греческий вариант имени. Гак что миф о завоевателях, настоящих людях-Апопах, по-видимому, не был основан на реальных событиях!

Хаос как необходимость

Мир, задуманный демиургом, с самого начала времен оказался хрупким. И поскольку он не мог вместить (и даже просто вообразить) несотворенное, оно автоматически было отвергнуто. Имелись «не востребованные сущности космогонии, оказавшиеся враждебными по отношению к упорядоченному миру, не из тупой злобы, а из-за того, что он уменьшил их территорию. Таким образом, они боролись, чтобы вернуть то, что, как они полагали, было у них отнято. Солнечный демиург и всё сотворенное, которое он увлек за собой в сияющем шлейфе, сражались, в свою очередь, за то, чтобы сохранить приобретенное, т. е. за свое существование. Из постоянного противостояния этих двух сил рождается равновесие. Но вне зависимости от своих желаний творение всегда несет на себе отпечаток ночи» (Д. и К. Микс).

Выпивающий Нил

Действительно, мир постоянно пребывает в состоянии творения и борьбы с хаосом. Каждое утро день одерживает победу над ночью и возрождается; каждый вечер ночь побеждает день и вновь становится угрозой для солнечного светила, ослабленного неподходящими для него условиями. И каждые сутки с наступлением ночи Апоп внезапно появляется из сумрака и пытается перевернуть или разломать солнечную ладью, путешествующую по водам. Это трагедия, которой необходимо избежать любой ценой; действительно, крушение ладьи и гибель ее божественного экипажа станет неотвратимым концом для процесса творения, и мир, который мы знаем, исчезнет бесследно.

Следует отметить, что волнообразные движения тела Апопа в глазах египтян были подобны песчаным отмелям, которые иногда показывались из вод Нила при понижении уровня реки. Египтяне хорошо знали об этих опасных явлениях, способных перевернуть их суда. По легенде, Апоп, появившись, наполняет свое чудовищное тело водами Нуна, и в результате обнажается песчаное дно, на которое в любой момент может сесть солнечная ладья. Таким образом, победить Апопа — значит вынудить его извергнуть проглоченную воду. Воду, необходимую, как мы помним, и для движения судов, и для ирригации.

Первое мгновение, первая битва

Эта угроза существует со времен сотворения мира. Тексты сообщают нам, что в то самое мгновение, когда демиург собрался ступить на первую сушу (воплощением которой был бог Татенен), выступившую из океана (воплощенного в образе Нуна), перед ним из тех же вод явился чудовищный змей. Началось сражение, из которого вышел победителем демиург. Но эта битва была лишь первой в бесконечной череде столкновений между мировым порядком (богом Ра) и хаосом (Апопом).

С самого первого мгновения Апоп был угрозой для всего мира. Несмотря на то, что по мере сотворения хаос был вынужден отступать все дальше и дальше, это все же было именно отступление, а не уничтожение. И Ра прекрасно это понимал: зло, беспорядок, несотворенное — словом, все то, воплощением чего был Апоп — рано или поздно вновь окажется у него на пути. Не будучи созданными, эти злые силы не могли быть уничтожены, — в лучшем случае, на время остановлены.

Легендарное гелиопольское сражение

Одно из первых противостояний, в которых столкнулись Апоп и Ра, известно нам благодаря великолепной сохранности некоторых текстов: текстов, рассказывающих о том, что памятная битва состоялась прямо на территории Гелиополя, столицы бога Ра, вскоре после сотворения мира. Змей появился под именем «того, кто охвачен своим пламенем» в сопровождении двадцати таких же мятежников, как он. Ра, который тогда еще был один, попытался противостоять ему, построив стену из циновок. Однако она не задержала нападающих ни на мгновение, настолько велика была их ярость.

Апоп сумел застать Ра врасплох и бросился на него. Казалось, что все потеряно, как вдруг невесть откуда появилась женщина с заплетенными в косы волосами. Обольстительное создание отвлекло внимание демона, и, в конце концов, Ра сумел одержать победу. Кем была эта загадочная особа, мы не знаем… Но очень вероятно, что в роли спасительницы выступила персонифицированная рука демиурга, посредством которой он в одиночестве сотворил сам себя.

Встревоженный первыми нападениями Ра понял, что отныне Апоп представляет нешуточную угрозу, и больше не терял бдительности.

Ра настороже

Следующая атака действительно была внезапной, и тьма сгустилась настолько, что Ра был вынужден спрятать свой глаз, чтобы защитить его. По другой версии мифа, Апоп проглотил око Ра (которое, напомним, символизирует спасительный разлив Нила), но боги заставили чудовище извергнуть проглоченное. Ра необходимо было чем-то вооружиться на случай повторения подобных атак и без устали сражаться со змеем-разрушителем, особенно на рассвете и на закате его солнечного путешествия. Он поручил двум божественным рыбам плыть перед его ладьей и сообщать ему обо всех препятствиях и о появлении врагов. Благодаря им солнечная ладья могла прокладывать курс между песчаными отмелями — или, иными словами, между кольцами змея Апопа.

Тем не менее Ра знал, что ему нужно подготовиться к сражению с Апопом, главным козырем которого был эффект неожиданности.

Apophis

Защититься от Апопа

Так Ра стал путешествовать в сопровождении других богов и богинь, способных его защитить. Прежде всего, его спутником был Сет, глашатай, возвещающий о появлении бога солнца, который вдобавок к этой должности получил задачу охранять его. Согласно легенде он, стоя на носу ладьи с копьем в руках, сражается со змеем, вынуждая его извергнуть проглоченную воду и нанести ответный удар. Кроме того, своего прародителя оберегает Исида. Эта богиня владеет крайне эффективным и страшным оружием — магией. Она лишает Апопа всех его чувств, и потерявший ориентацию змей бросает попытки напасть.

И, наконец, приходит очередь гелиопольского кота. Этот кот на самом деле всего лишь одна из аватар солнечного бога, который для битвы предпочитает превратиться в хищника. Вооруженный ножами кот кромсает змея и одерживает победу над ним. Это противостояние изображено на знаменитой фреске из гробницы Инерхауи, расположенной в Дейр-эль-Медине и датирующейся периодом правления XX династии.

Плененный, раненый, но…

Кроме того, в «Книге врат» упоминается о тринадцати обезьянах с сетями в лапах, которые ловят и связывают Апопа. Пронзенный ударом копья Апоп изрыгает воду. После этого его тут же разрубают на части. Древние египтяне верили, что след этих сражений можно увидеть в красноватых облаках на закате солнца. Действительно, что же еще, если не кровь Апопа, может окрасить небеса в подобный цвет?.. В «Книге Амдуат» говорится также о Селкет, богине-скорпионе, и о боге, «направляющем ножи». Именно они, удерживая голову и хвост змея, пронзают его тело кинжалами. И наконец, оказавшись перед пламенем, которое испускает око Гора, чудовище обращается в прах и его существование прерывается. Но эта победа отнюдь не конец противостояния Ра и Апопа. На следующий день с наступлением ночи угроза появится, как ни в чем не бывало.

Апопа невозможно уничтожить полностью, и это означает, что силы хаоса тоже вечны, их можно только на время удержать. Временную победу постоянно приходится подтверждать, день за днем и ночь за ночью.

Небытие, не существование

Апоп таится в самом густом мраке, во враждебном мире, отвергнутом (как и змей!) и вытесненном за пределы мира сотворенного. В этой черной и бесконечной пустоте пребывают души грешников, многочисленных существ, которые, не получив спасения в час последнего суда, стали нежитью! Добавим к ним заклятых врагов бога Ра с Апопом во главе. Этот ужасный мир — мир небытия; полная противоположность всему, что было создано и упорядочено демиургом Ра.

Апоп, или противоположность мира

В Апопе, детище этого хаоса, заключено все необходимое для его существования. Так что гибель змея — это не более чем видимость, и возрождение его предрешено. Ведь Апоп необходим миру! Чтобы был порядок, необходим беспорядок, для ясности необходим хаос, для добра необходимо зло… Апоп — это все то, что мы отвергаем… и что без конца возвращается к нам.

Мехен, анти-Апоп

В лице Мехена Ра обрел анти-Апопа. Мехен — не кто иной, как змей, миссия которого состоит в защите Ра, плывущего на ладье. Своим телом он обвивает каюту, в которой разместился Ра. Именно в такой сцене Мехен изображен на многочисленных фресках, к примеру, в гробнице Рамсеса I в Долине Царей. «Тексты саркофагов», начиная с эпохи Нового царства, ссылаются на этого таинственного змея. Хотя на первый взгляд противостояние двух змей может показаться удивительным, на самом деле оно вполне естественно: эти создания нередко борются между собой и в природе.

НЕЙТ — ДЕМИУРГ?

Согласно текстам Эсны, Апопа породила богиня Нейт. Однако во многих других произведениях речь идет о демиурге… Так кто же все-таки создал Апопа, Нейт или демиург? Оба! Ведь Нейт называли «матерью матерей, отцом отцов». Связь богини с первичными водами вполне закономерно отождествляет ее с творением. Кроме того, ее изображали как андрогинное существо: на треть женщина, на две трети мужчина! И если в текстах Эсны говорится о Нейт (а не о Ра) в роли демиурга, то все дело в том, что в этом храме египтяне поклонялись именно ей, а также ее супругу, богу Хнуму, который тоже был демиургом.




Родился 21 апреля 1984 года, в городе Одесса. Рос в семье потомственных артистов драмы и театра. Часто бывал…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × три =

Наверх