Музей Тессе в Ле-Мане

Автор:

Помимо коллекций, посвященных археологии Древнего Египта, во французском музее Тессе, расположенном в городе Ле-Ман, можно увидеть удивительную реконструкцию гробниц Нефертари, супруги Рамсеса II, и Сеннефера, наместника Фив. Начнем экскурсию…

Музей Тессе находится в одноименном парке неподалеку от старого города; с 1927 года он занимает здание епископства XIX века, которое, в свою очередь, было построено на месте особняка семейства Тессе. Значительную часть первоначального фонда музея составляют коллекции, собранные представителями этого семейства еще до Великой французской революции. В 1794 году они были конфискованы, а после 1800 года добровольно переданы государству.

В музее Тессе представлены коллекции изобразительного искусства, творчество сиенских и флорентийских примитивистов, живопись XVII века, в частности французские и итальянские караваджисты, и, конечно же, впечатляющая египетская коллекция в уникальном антураже.

Археологические коллекции Древнего Египта

В ноябре 2001 года после нескольких лет строительных и реставрационных работ для посещения открылись новые египетские залы Тессе. Чтобы посетители могли познать самое сердце Древнего Египта, в подвальном помещении музей реконструировал в натуральную величину гробницу царицы Нефертари, супруги Рамсеса II (около 1230 г. до н. э.), а также знаменитую «гробницу виноградных лоз» Сеннефера, фиванского наместника, жившего во времена Аменхотепа II (около 1420 г. до н.э.).

Помимо этой удивительной реконструкции в музее Тессе выставляется любопытная коллекция египетских древностей, история которой восходит к пожертвованию Эдуарда де Монтуле (1821). С тех пор собрание музея, разумеется, пополнилось многочисленными новыми экспонатами, в частности, за счет пожертвований Общества друзей музеев Ле-Мана, за счет коллекций Лувра и музея Лаваля, переданных сюда из отдела египетских древностей, а также за счет целого ряда других приобретений.

Сегодня коллекция музея Тессе освещает древнеегипетскую цивилизацию с самых разных сторон, начиная с повседневной жизни и интеллектуальной деятельности и заканчивая погребальным искусством и религиозной жизнью. При этом погребальные предметы представлены наиболее широко, что, впрочем: типично для коллекций подобного рода: вы найдете здесь многочисленные саркофаги и ящики для мумий из расписного дерева, стелы ушебти, канопы, всевозможные амулеты…

Повседневная жизнь египтян

Египетская коллекция музея Тессе включает также многочисленные и разнообразные предметы для туалета. Горшочки для притираний и для декоративной косметики свидетельствуют не только о тщательном соблюдении гигиенических правил, но и о постоянной заботе о красоте, как, впрочем, и зеркала из содержащих медь сплавов, отполированная поверхность которых отражала египетских кокеток. Напомним, что стеклянное зеркало было изобретено только в римскую эпоху.

asri373b_catpage

Нефертари — великая супруга Рамсеса II

Реконструированная гробница Нефертари, крупнейшее захоронение Долины Цариц, состоит из анфилады трех залов, спускающейся вниз лестницы и зала с колоннами, где и стоял саркофаг царицы. Под звездным небом потолка разворачиваются многочисленные живописные сцены. Так, декор первого зала представляет собой иллюстрацию к 17-й главе «Книги мертвых». По левую руку от входа мы можем увидеть царицу Нефертари, разыгрывающую в сенет свою посмертную участь. Чуть дальше, в центре стены, изображена мумия царицы.

Она отождествлена здесь с богом умерших Осирисом, и ее охраняют два сокола, символизирующие богинь-сестер Исиду и Нефтиду. Во втором зале супруга фараона попадает в царство богов, где ее встречают две богини-защитницы. В проходе, ведущем в третий зал, царицу принимает у себя богиня Маат, воплощение правосудия. Представ перед богами, Нефертари совершает традиционные подношения и просит их о помощи. И наконец, декор этого зала дополняет изображение мумифицированного бога Ра, которого защищают Исида и Нефтида; это своего рода намек на грядущее возрождение, обещанное царице.

Возрождение близко

Затем посетители спускаются по лестнице из восемнадцати ступеней, ведущей в зал с колоннами, или зал саркофага. Плоский пандус между двумя пролетами ступеней позволял рабочим легко перетащить все необходимые строительные материалы в нижний зал. Декор по обе стороны от ступеней полностью симметричен. Так, справа царица преподносит вино богине Хатор, а слева она совершает такое же подношение богине Исиде. Затем на обеих стенах декор дополняется картушем царицы, который охраняет богиня Маат. На притолоке мы снова видим богиню Маат: она встречает царицу, простирая крылья в защитном жесте.

Внизу, в самой середине зала с колоннами, из которых были реконструированы только четыре центральные, стоял гранитный ящик, вмещавший саркофаги и мумию Нефертари. В декоре этого зала царицу сопровождают разные божества, и наконец ее долгие странствия по загробному царству завершаются: Нефертари изображена напротив Исиды, со знаком вечности, с крестом анкх, в руках. Все обряды совершены, царица стала равной богам.

Сеннефер — наместник Фив и «суперинтендант» Амона

Сеннефер сделал карьеру в годы правления фараона Аменхотепа II (1439-1413 гг. до н. э.). В ту пору мощь Египетского царства достигла вершины, и каждый год в Египет рекой текла дань. Сокровищница фараона всегда была полна золота, серебра и драгоценных камней. Удивительные богатства, значительную часть которых получал Амон — бог, благодаря Тутмосам ставший верховным божеством всей страны! Будучи наместником Фив, столицы Древнего Египта, Сеннефер осуществлял административные и жреческие функции.

Наместник Фив должен был управлять городом, портами Нила и сельской местностью, взимать подати зерном и другими продуктами, но помимо всего прочего, он следил за состоянием храмов, за житницами, за стадами, полями, садами и плодовыми деревьями Амона.

Гробница Сеннефера свидетельствует о его положении в обществе. Она расположена на западном берегу Нила; рабочие вырубили ее в склоне горы Шейх-абд-эль-Гурны, там, где находятся красивейшие гробницы вельмож XVIII династии. Оригинальность этого дома вечности, то, благодаря чему он выделяется среди других гробниц эпохи, — его покрытая росписями погребальная камера, где доминирует мотив виноградной лозы, растущей из земли и украшающей это просторное помещение.

Необычная погребальная камера

Погребальная камера с четырьмя колоннами из гробницы Сеннефера, с удивительной точностью воспроизведенная в музее Тессе, от пола до потолка украшена обрядовыми сценами, предназначением которых было дать умершему возможность вновь обрести целостность и возродиться навечно в загробном мире. На потолке изображены красочные орнаменты и переплетение виноградных лоз с тяжелыми кистями черных ягод, символизирующих лозу Осириса и возрождение, обещанное покойному. Сцены, украшающие южную стену камеры, рассказывают нам о похоронах Сеннефера. В день кончины наместника Фив его тело было перевезено на корабле на западный берег Фив и передано в руки бальзамировщиков. В день похорон саркофаг волоком перетащили к гробнице.

Погребальную процессию возглавляли многочисленные слуги, которые несли подношения и погребальную мебель. И наконец, мумию наместника опустили в его последнее жилище в присутствии членов семьи и близких друзей.

ПОГРЕБАЛЬНАЯ ОБСТАНОВКА

В Древнем и Среднем царстве предметы погребальной обстановки, как правило, изготавливались специально для погребения вместе с умершим, тогда как в Новом царстве куда чаще вместе с покойным погребали вещи, которыми он пользовался при жизни. Если же таковых не оставалось, их изображения вполне могли их магическим образом заменить. Насколько богатой была погребальная обстановка двух гробниц, реконструированных в музее Тессе? Никто не может этого сказать, но мы по-прежнему можем полюбоваться многочисленными сундуками, мебелью, статуэтками, украшениями и другими предметами, изображенными на стенах и колоннах.

Внутреннее устройство камеры

На сцене, размещенной в центре северной стены, изображено внутреннее устройство погребальной камеры, такой, как ее описывали египтяне в «Книге мертвых». В центре мумия Сеннефера покоится на ложе в виде льва, лежащего на волокуше; над ней нависает балдахин. Бог-бальзамировщик Анубис стоит подле тела. Под ложем птица с человеческой головой, так называемая птица-ба, символизирует живую душу умершего. В четырех углах прямоугольника стоят напоминающие мумии духи, четверо сыновей Гора, стражи сосудов-каноп, в которых хранятся внутренности умершего.

Внизу, по обеим сторонам от этой сцены, можно увидеть двух слуг-ушебти Сеннефера и следующую цитату из «Книги мертвых»: «О ушебти, если я буду избран, если я буду назначен в Царстве мертвых на какие-либо работы, тогда задачей твоей, которую ты получишь там, как подобает тебе, будет возделывать поля, орошать берега и переносить себах с запада на восток. «Вот я!» — скажешь ты».

«Книга мертвых» и обряды

Многие изображения из «гробницы виноградных лоз», реконструированные в музее, так или иначе связаны с «Книгой мертвых». Рядом с Сеннефером появляется молодая женщина по имени Мерит, «возлюбленная»: его любимая супруга. На одном из таких изображений Сеннефер сидит в тени сикоморы Хатор и вдыхает аромат лотоса. В правой руке он держит жезл душ, который был вручен ему во время обрядов отверзания уст. Многие сцены напоминают нам о других обрядах бальзамирования, обязательных при изготовлении мумии. Так, например, мы можем увидеть здесь подношение притираний, мирры и ладана.

В другой сцене Мерит вручает Сеннеферу несколько талисманов: соединенные вместе амулеты, в том числе, узел Исиды, обеспечивающий покровительство богини и Гора; столп джед Осириса, а также скарабея из лазурита, толкающего перед собой солнечный диск (этот амулет должен был помешать «сердцу умершего выступить против него в Царстве мертвых»). Среди прочих изображений выделяется обряд отверзания уст, во время которого покойному магическим образом возвращались все пять чувств. Сначала посетители могут ознакомиться со сценами очищения, а затем перед ними предстают таинства возрождения. В последней сцене жрец очищает подношения, лежащие грудой перед Сеннефером и Мерит.

Погребальные подношения и возрождение

Важнейшая сцена ритуала подношений изображена на дальней стене погребальной камеры дважды. Слева Сеннефер, рядом с которым стоит Мерит, берет хлеб, лежащий на алебастровом подносе среди других съестных припасов; под ним изображены два сосуда с пивом. Процессия жрецов несет сосуды-хес, предназначенные для жертвенных возлияний воды, и факелы, чтобы прогонять ночь и злых духов. Справа изображена такая же сцена, только стол еще больше ломится от подношений. Другая фреска рассказывает нам о путешествии в Абидос, священный город Осириса, который каждый должен был посетить после смерти.

И наконец, долгие странствия умершего завершаются. Все обряды исполнены, и Сеннефер вновь обретает целостность. Теперь его цвет больше не зеленый, символ смерти: он появляется в сияющем белизной саване. Новый Осирис готовится к вечности, в течение которой он будет «покидать землю, чтобы видеть, как каждый день солнце совершает свой полный цикл».

САРКОФАГИ

Среди прочих экспонатов в египетской коллекции музея Тессе представлено несколько декорированных саркофагов и мумия с картонажем. Саркофаги из дерева в видемумии, вложенные в саркофаги из камня, появляются в эпоху Нового царства. Часто у богатого умершего могло быть несколько таких саркофагов, вложенных один в другой. Также внутренний саркофаг мог представлять собой своего рода крышку, доску, которую клали непосредственно на мумию.

Ее могли заменять картонажи — повязки из ткани, покрытые штукатуркой, клеем и красками -состоявшие из нескольких элементов, которые привязывались к мумии тонкими тесемками. Что же до простых египтян, то они были вынуждены довольствоваться скромными деревянными гробами или большими глиняными кувшинами.




Родился 21 апреля 1984 года, в городе Одесса. Рос в семье потомственных артистов драмы и театра. Часто бывал…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девять − 4 =

Наверх