Музей Тессе в Ле-Мане

Автор:

Реконструированные в натуральную величину древнеегипетские гробницы -жемчужина музея Тессе в Ле-Мане — приглашают посетителей перенестись в 1420 год до н. э. Какова же история их создания?

Эти гробницы, которые сегодня можно увидеть в построенных специально для них подвальных помещениях музея, были скопированы с египетских оригиналов. В случае с гробницей Нефертари для создания реконструкции использовались фотографии в натуральную величину, наклеенные на пластины из алюминия. Что же до гробницы Сеннефера, то это более тонкая работа: полностью воспроизведен даже рельеф стен, пола и потолка. Вот ее история этап за этапом…

Первый этап: египетский

Идея реконструкции под эгидой фонда Кодак-Пате зала с колоннами из гробницы Сеннефера родилась летом

1982 года. Последующие события разворачивались очень быстро.

По прошествии всего нескольких месяцев небольшая команда исследователей отправилась в Египет. Гробница Сеннефера расположена в Фивах, на вершине холма Шейх-Абд-эль-Гурны. Здесь на переднем плане красуется Храм миллионов лет Рамсеса II, а чуть дальше разместились гробницы высших сановников Египта. Гробница Сеннефера, прозванная Гробницей виноградных лоз, выделяется своими размерами. Она состоит из большого традиционного святилища в виде перевернутой буквы «Т», перед которым находится двор. Вход с южной стороны двора ведет в погребальную камеру. Загибающаяся галерея, высеченная в скале, спускается на сорок четыре ступени и заканчивается небольшой площадкой. За ней расположен передний зал гробницы, из которого можно попасть в сам «дом вечности».

Его деревянная дверь давным-давно исчезла. Погребальная камера очень просторна; стены и потолок у нее кривые и покрыты выступами. Потолок поддерживают четыре квадратные в сечении опоры, высеченные непосредственно в скале. Однако уникальность этой гробницы состоит в том, что она, как и захоронение писаря Аменхемата, датирующееся периодом правления Тутмоса III, была декорирована. Ни одна другая гробница XVIII династии не может этим похвастаться. Особенно примечателен декор ее потолков. В нем выгодно использован каждый скальный выступ этой необычайной гробницы, разукрашенный переплетениями лоз и орнаментами.

Красочный декор

Стены погребальной камеры не скульптурные; они покрыты толстым слоем муны, смеси ила и сухой соломы, в свою очередь, пропитанной голубовато-серым известковым молоком, что типично для эпохи. На этом блеклом фоне особенно ярко выделяются краски фресок. В декоре гробницы, в точности воспроизведенном в музее Тессе, преобладают желтые и красные тона, полученные при помощи охры, а также кобальтово-синие, зеленые и белые.

К ним добавляется черный, цвет сажи; это недолговечная и легко стирающаяся краска, особенно в тех местах, по которым кисточка художника прошлась всего один раз, оставляя сероватый цвет. Клей, подмешивавшийся к краскам, чтобы они лучше ложились на поверхность, изготавливался на основе яичного белка, гуммиарабика или пчелиного воска.

Интересно, что местами можно заметить разметку, которую делали мастера, начиная свою работу. Действительно, рисовальщики расчерчивали поверхность на квадраты, чтобы затем руководствоваться этими линиями. Эскиз рисунка наносился красной краской, после чего к делу приступали более опытные художники, придававшие предметами и орнаментам окончательную форму и раскрашивавшие их.

Между академизмом и творческой оригинальностью

Сеннефер, конечно же, сам выбирал темы, которые он желал увидеть в своей гробнице, по тетрадям с образцами. Художники были вынуждены соблюдать целый ряд условностей, кодифицированных еще в эпоху Древнего царства и связанных с верой в то, что эти произведения наделены магической силой и заменяют реальность. Однако это ничуть не мешало им давать волю воображению и создавать оригинальные произведения, о чем свидетельствует «гробница виноградных лоз».

Сеннефер, его отец и его внук

Сеннефер был сыном Хумаи. Его должность управляющего владениями супруги бога (Яхмес-Нефертари) и Нуб, царской фаворитки, позволила ему подготовить своих детей, в том числе и Сеннефера, к высоким должностям. Что же до деда Сеннефера, то им был второй пророк Хароериса, владыки Куса. К слову, сам Сеннефер получил должность управляющего пророков бога Куса.

Судя по всему, сыновей у него не было, только внук, который упоминается в его святилище как «сын его дочери». Речь идет, вероятно, о сыне Мут-Нефертари, сокращенно Нефертари, или же о сыне Муттуи, чье имя можно увидеть в переднем зале гробницы Сеннефера.

Начало работ

И вот наконец настал столь долгожданный момент. После решения административных вопросов команда могла браться за дело. «Наше оборудование отправлено ко входу в гробницу Сеннефера, — рассказывает Марсель Курц, главный геодезист и почетный член Географического института Франции. — Нам предстоит построить разборную конструкцию, повторяющую рельеф фиванской гробницы, которая станет основой для точной копии декора». В исследовательском центре Кодак-Пате была разработана оригинальная техника фотопечати, позволяющая отделить эмульсию с поверхности фотоносителя и, воспользовавшись ее гибкостью, перенести ее на неровную поверхность.

Таким образом, необходимо было отснять все сюжеты и декор, и при этом провести все измерения и расчеты для реконструкции помещений гробницы. После этого предстояло перенести сделанные в натуральную величину изображения. В распоряжении у команды французских исследователей была всего пара недель — исключительное одолжение со стороны властей Египта, которые собирались полностью закрыть гробницу для посещения.

Сотни снимков и измерений

Перед тем как к работе приступили фотографы, французы позаботились о том, чтобы очистить гробницу от наслоений пыли, которую принесли на ботинках многочисленные посетители. Команда сделала сотни снимков, потому что необходимо было учитывать неизбежные искажения. Одни — геометрические связаны с оптическими характеристиками объективов. Другие же обусловлены перспективой: ведь стены и потолки гробницы покрыты неровностями! «Что же до цвета, то для посетителя он неразрывно связан с ощущениями, которые охватывают его, когда он попадает в гробницу, свет керосиновой лампы или тусклого электрического фонарика подчеркивает необычность декора.

А для фотографов это физическое уравнение с противоречащими друг другу данными», — пишет Марсель Курц. Нетрудно догадаться, сколько потребовалось расчетов, измерений и сопоставлений. Начертив план погребальной камеры, геодезист составил точный профиль потолка, в то время как форма стен и колонн была определена более приблизительно.

Для наибольшей точности эти измерения были дополнены качественным анализом киносъемок; кроме того, была сделана целая коллекция диапозитивов и набросков.

Конструкция из полистирола

После того, как команда исследователей вернулась в Париж, компания под названием «Базик-Театраль» приступила к созданию новой гробницы. Эта компания специализируется на изготовлении театральных декораций; мы обязаны ей реконструкцией доисторического Зала быков в пещере Ласко. Стены и колонны новой гробницы Сеннефера предполагалось вырезать из толстых пластин полистирола, а потолок — изготовить из тонких полосок того же материала шириной двадцать пять сантиметров. Благодаря легкости полистирола количество элементов конструкции удавалось уменьшить до тринадцати.

Такая упрощенная конструкция, обтянутая холстом с обратной стороны, а спереди покрытая гибким материалом, зернистость которого повторяет легкую шероховатость древнеегипетских составов, обладает удивительной надежностью. После того как была закончена первая заготовка, за дело взялись скульпторы; они обрабатывали стены и потолок будущей гробницы, руководствуясь копиями фотографических переводных картинок, которые предстояло затем собрать и нанести на детали.

Не было забыто и освещение: ниши для будущих источников света предполагалось разместить у основания стен. Наконец вся конструкция прошла полировку, была покрыта штукатуркой и отправлена в Обервилье, где хранилось пятьсот фотографий, которые необходимо было перевести на стены и потолки гробницы.

От фотографий до переводных картинок

Этот совершенный процесс перенесения фотографий на рельефную поверхность, изобретенный в 1980 году исследовательским центром «Кодак-Пате», впервые был опробован в деле при реконструкции Зала быков пещеры Ласко, изготовленной в рамках выставки. Он состоит из множества этапов. Сначала с пленок, отснятых в Египте, были изготовлены контра-типы. Затем они были увеличены. Эти увеличенные негативы очень тщательно собрали воедино и обрезали, следя за тем, чтобы не повредить ни одну надпись и не деформировать портреты.

7

После этого начиналась процедура, разработанная исследовательским центром. Негативы вымачивались в химическом растворе при высокой температуре, благодаря чему эмульсия отделялась от носителя. Чтобы она не погрузилась на дно резервуара, ее закрепляли при помощи листа специальной бумаги, которая тщательно приклеивалась к контратипам перед вымачиванием. После просушки оставалось отсортировать изображения каждого элемента; получались своего рода переводные картинки, которые затем использовали скульпторы и работники, окончательно переносившие изображения на предназначенные для них места.

Так рождается декор

На последнем этапе, переносе изображений, нельзя было допустить ни единого неверного движения. Во время предварительных проб сотрудники убедились в механической устойчивости желатина, проверили стойкость красок и прозрачность клеев. Теперь все зависело только от мастерства. Изображения накладывались на разобранные элементы конструкции, затем обильно смачивались водой и по кусочкам очищались от бумаги, на которой держалась эмульсия. В результате эмульсия оставалась на макете, повторяя весь его рельеф вплоть до малейших неровностей.

Так постепенно появился декор. Последняя ретушь, чтобы сгладить неизбежные деформации… и вот гробница собрана. Все стыки спрятаны. Марсель Курц был доволен проделанной работой: «Посетитель вообразит себе, что он очутился в Гробнице виноградных лоз на холме Гурны. Быть может, он ощутит ее атмосферу, быть может, он переживет точно такие же эмоции».

ПОСЛАНИЕ ВЫСШЕГО САНОВНИКА

Один документ, хранящийся в коллекциях берлина, рассказывает нам о деятельности высшего сановника, каковым являлся Сеннефер. Это письмо, написанное иератическим письмом на папирусе. Оно очень хорошо сохранилось и на тот момент, когда профессор Карл Шмидт приобрел его в Египте было по-прежнему сложено и запечатано. С одной стороны написано имя отправителя, Сеннефер, а с другой — имя получателя, фермера Баки, сына Кисена; здесь же была царская печать. Сеннефер объявляет, что отправится в ном Систры через три дня.

Он приказывает Баки как можно скорее подготовить растения и цветы, в том числе лотосы, а также груз древесины. Он выражается строго: «не допусти, чтобы я наказал тебя за то, что тебе положено делать, и не пренебрегай своей должностью, ведь она великолепна». И заканчивает так: «не будь небрежен, ведь я знаю, что ты ленив и что любишь есть лежа».




Родился 21 апреля 1984 года, в городе Одесса. Рос в семье потомственных артистов драмы и театра. Часто бывал…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × пять =

Наверх