Некрополь Туны-эль-Гебель

Автор:

Средний Египет постепенно открывается туристам. На некрополе Гермополя Великого Туна-эль-Гебель уцелело немало сокровищ, в том числе, гробница Изадоры и памятник Петосириса. На их барельефах можно увидеть немало сцен повседневной и религиозной жизни.

ВО СЛАВУ ТОТА

Архитектура этого некрополя очень разнообразна и выделяется не только захоронением Петосириса. Погребальный комплекс включает в себя большой храм, посвященный Тоту. Мы знаем, что жрецы, желая угодить богу, держали здесь его любимых животных, а именно обезьян и ибисов. Археологи обнаружили мумии этих животных в длинных катакомбах некрополя.

Это название до сих пор незнакомо широкой публике: Туна-эль-Гебель -древний некрополь, расположен в местах, которые сегодня остаются немного в стороне от основных туристических маршрутов. На протяжении многих лет археологи предпочитали Среднему Египту другие направления. Тем не менее и эта часть страны мало-помалу открывается нам и охотно показывает свои сокровища посетителям, которым повезло увидеть их без толп. Туна была некрополем Гермополя Великого, города бога Тота. Это богатейший погребальный комплекс Древнего Египта.

Несчастная Изадора

На некрополе Туны была обнаружена гробница девушки по имени Изадора, печальная история которой легла в основу красивой легенды. Изадора жила во II веке н. э. Она была влюблена в некого юношу и нашла свою смерть в Ниле, пытаясь встретиться со своим возлюбленным. Со временем ее история превратилась в сказку, которую по-прежнему рассказывают в Египте: связь Изадоры не пришлась по нраву ее отцу, и девушка против его воли села в лодку и отправилась к своему возлюбленному.

Когда она погибла, разъяренный отец наотрез отказался заниматься похоронами родной дочери, и все расходы пришлось оплачивать несчастному любовнику. Он самоотверженно продал себя в рабство, чтобы раздобыть средства, необходимые для похорон. Сегодня в гробнице по-прежнему покоится мумия Изадоры; поэтичная надпись уподобляет покойную богине.

Жемчужина Туны

Речь идет о монументальном захоронении, принадлежащим некому жрецу бога Тота, Петосирису («Дар Осириса»), жившему в конце второго персидского господства и в самом начале эпохи Птолемеев. Нам известно, что Петосирис был управляющим храма Туны, посвященного Тоту. Его гробница — это настоящий панегирик. Петосирис приказал изобразить себя раздающим подношения богам, что в действительности было исключительной привилегией самого фараона. Интересно, что Петосирис стал после смерти объектом настоящего культа, и к его могиле потянулись многочисленные паломники.

Сегодня от его роскошного погребального памятника уцелела одна аллея, двор, алтарь с треугольными сторонами и сама гробница. Гробница напоминает храм скульптурным декором, изящной колоннадой и чудесными барельефами на фасаде. Внутри расположено святилище с четырьмя колоннами и колодцем, который, в свою очередь, ведет в погребальную камеру. В этом помещении было обнаружено несколько саркофагов.

120994646

Темы декора

В декоре захоронения Петосириса важное место отводится двум темам: ремеслам и животным. Ремесленничество изображено особенно подробно: на барельефах мы можем увидеть, к примеру, ювелиров за работой, а также парфюмеров, столяров… Земледелие, которое в те времена было главным занятием египтян, освещено со всех сторон: тут и сцены сбора урожая, и сев, и распашка полей, крестьяне, жнущие пшеницу и стерегущие свои стада… Следует отметить, что сцены с животными полны нежности. Например, на одном из барельефов изображена телящаяся корова, а на другой -корова, наклонившая голову к своему теленку, который сосет ее вымя.

Художественное влияние

Персонажи этих барельефов заняты своим делом, их движения привычны и обыденны, что не может не пленять зрителей. Люди изображены на удивление реалистично и с большим вниманием к деталям. Изучая барельефы гробницы Петосириса более подробно, мы можем легко заметить, что некоторые элементы выдают влияние греческого искусства этого периода: одни персонажи напоминают греческих юношей-эфебов, другие же бородаты, а третьи изображены в профиль или полностью обнажены, как на античных вазах.

Погребальная камера Петосириса

Декор погребальной камеры разделяется на две части: левая сторона помещения посвящена отцу Петосириса, Сишу, а правая сторона — его брату, Зедтотефанху. На дальней стене умершие восседают перед Осирисом, Исидой и Нефтидой. Под этими сценами можно заметить еще одну великолепную композицию: богиня Нехбет с головой грифа, увенчанная белой короной, и Уаджит с головой кобры, обмахивающая своими крыльями (то есть дающая жизнь); скарабей, который, в свою очередь, лежит на серехе и увенчан короной атеф.




Родился 21 апреля 1984 года, в городе Одесса. Рос в семье потомственных артистов драмы и театра. Часто бывал…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 + 15 =

Наверх