Париж знакомится с Тутанхамоном

Автор:

26 ноября 1922 года Говард Картер открыл гробницу Тутанхамона, в которой было обнаружено около шестисот изделий из драгоценных материалов, включая предметы обстановки. Сорок пять лет спустя больше миллиона французов посетили Малый дворец в Париже, чтобы полюбоваться сокровищами юного фараона.

Открытие гробницы Тутанхамона Говардом Картером в 1922 году стало, несомненно, самым значимым событием в истории археологии начала XX века. Оно было очень подробно освещено в прессе, так что о загадке Тутанхамона узнала широкая публика, и легенды о нем захватили умы множества людей. Вскоре об открытии ученых заговорила вся Европа; оно распаляло коллективное воображение послевоенных лет. История этого открытия, знакомство Говарда Картера со своим меценатом лордом Карнарвоном, легендарное проклятие Тутанхамона -все это способствовало формированию настоящего мифа и подогревало страсть европейцев к экзотике. Родилось целое направление книг о Египте: фантастические произведения, биографии, приключенческие романы…

Тутанхамон в парижском Малом дворце

Любовь европейцев к древнеегипетской цивилизации зародилась еще в конце XIX века благодаря активному развитию археологии и египтологии, и на протяжении всего XX века она только крепла и постепенно демократизировалась. Легенда Тутанхамона, юного фараона, чье правление не оставило в истории заметных следов, после открытия его сокровищ навсегда захватило воображение широких слоев европейцев. Научный интерес, который представят погребальная обстановка гробницы, сопряженный с интересом, который она вызывала у простых людей, в 1967 году привел к организации большой выставки в парижском Малом дворце.

Созданием этой выставки занимались многие французские политические фигуры и ученые. Сначала ее организация проходила при высочайшей поддержке генерала де Голля, который в то время был президентом Франции, и президента Египта Гамаля Абделя Насера. Между французскими и египетскими представителями были налажены связи, что позволило успешно воплотить этот проект в жизнь; в конце концов, в ноябре 1965 года стороны подписали предварительное соглашение об организации выставки.

Роль Андре Мальро

Самое активное участие в организации этого уникального культурного мероприятия принял Андре Мальро, министр культуры, который в 1966 году участвовал также в завершающих работах по спасению храмов Нубии, проходивших под эгидой ЮНЕСКО. Он назначил главным директором выставки Кристиан Дерош-Ноблькур, египтолога и хранителя музея Лувра. Именно она должна была отобрать экспонаты Каирского музея, которые попадут на выставку в Париже. Она же взялась за составление каталога выставки. Два реставратора из Лувра и службы Государственного имущества вместе со своими коллегами из Египта поспешили заняться приготовлениями, необходимыми для того, чтобы древнеегипетские шедевры могли без ущерба для себя совершить долгое путешествие из Каира в Париж.

До этого момента ни разу еще такое количество экспонатов коллекции не покидало Каирский музей, за исключением, пожалуй, нескольких предметов из сокровищницы царицы Иаххотеп, представленных публике во время Всемирной выставки 1867 года под руководством Огюста Мариета. Прошло ровно сто лет с этого момента, и новую выставку было решено разместить в Малом дворце, знаменитом музее, способном принять более миллиона посетителей, которые должны были прийти сюда с февраля по июль 1967 года.

Необычайно богатая обстановка

Подборка, сделанная Кристиан Дерош-Ноблькур, должна была продемонстрировать публике уникальность погребальной обстановки Тутанхамона, фараона эпохи Нового царства. На выставку привезли около шестисот изделий и предметов обстановки, отражающих мастерство ювелиров и ремесленников того времени, необычайно искусно работавших с такими материалами как золото, лазурит, бирюза и сердолик.

Описать все экспонаты этой выставки не представляется возможным, однако несколько из них являются особенно показательными и отражают богатство собрания. Помимо многочисленных статуй, барельефов и колоссов, найденных в окрестностях Телль-эль-Амарны и свидетельствующих об артистическом и культурном расцвете амарнского периода, посетители выставки 1967 года могли полюбоваться предметами, сопровождавшими фараона всю его жизнь. Эти изделия были собраны в Королевском зале; их расстановка отражала (по возможности) этапы работ, проделанных Говардом Картером. Первый предмет обстановки — это погребальное ложе Тутанхамона, на котором стоит полукруглый сундук, обитый слоновой костью.

Кристиан Дерош-Ноблькур

Кристиан Дерош-Ноблькур, французский египтолог, родившаяся и умершая в Париже (1913-2011), начала свою карьеру в 1938 году на археологических раскопках в Египте. В 1954 году она в сотрудничестве в ЮНЕСКО занималась спасением нубийских храмов, находившихся под угрозой исчезновения в связи со строительством Асуанской плотины. Первая женщина, ставшая членом Института Франции, Кристиан стала хранителем Отдела египетских древностей Лувра. Ей была доверена организация двух крупных выставок: выставки сокровищ Тутанхамона в 1967 году и выставки, посвященной Рамсесу II, в 1976 году. Своей преподавательской деятельностью в школе Лувра и многочисленными публикациями она способствовала популяризации Древнего Египта.

Золото и драгоценные камни

Ложе, изготовленное из дерева, позолоты и бронзы, напоминает нам о богине Хатор. Действительно, его ножки сделаны в виде длинных ног двух божественных коров, а их вытянутые тела образуют изогнутое основание. Два хвоста богини Хатор, поднятые вверх, являются частью изголовья ложа. В этой своеобразной рамке, обрамленной двумя коровьими головами, заключен картуш, свидетельствующий о том, что ложе действительно принадлежало юному фараону: «Воплощенный бог, который должен жить вечно, владыка Обеих Земель, который должен утвердить величие солнца, Осирис, царь юга, Неб-Хеперу-Ра». В гробнице были обнаружены два других ложа в виде животных: меньшее из них украшено львиными головами, а большее сделано в виде бегемота. Эти животные, сообщая свою природу погребальному ложу царя, должны были помочь ему преодолеть все этапы очистительного путешествия к вечной жизни.

51743d

Полукруглый сундук с тремя ножками, обнаруженный в той же гробнице, судя по всему, уникален в своем роде: других изделий подобной формы на сегодняшний день не известно. Этот великолепный сундук, изготовленный из слоновой кости, черного дерева, амарантового дерева и кедра, украшен тремя картушами. Иероглифическая надпись в центральном из них напоминает о знаменитой сцене сематауи, объединения Обеих Земель Египта. Кроме того, в этом картуше заключено имя, данное фараону при рождении: Тутанхамон, владыка Гелиополя. Справа от него размещен картуш с тронным именем: Неб-Хеперу-Ра. Слева находится картуш царицы Анхесенамон, его жены.

Сундук с таинственным предназначением

Над картушами царя красуются два страусиных пера, которые обрамляют солнечный диск; картуш царицы тоже украшен двумя перьями, напоминающими перья Амона, которые можно увидеть на некоторых сундуках фараонов. Мы не знаем, каково было предназначение этого сундука, и не можем сказать, был ли он частью повседневной обстановки комнат фараона — изголовьем, сундуком для хранения парика, для лука или для амулетов — или же его изготовили специально для гробницы Тутанхамона. В гробнице был обнаружен еще один сундук, отделанный слоновой костью, великолепно сохранившийся. Он более традиционной формы — прямоугольной. На каждой из четырех декорированных стенок и на крышке, украшенной инкрустациями, изображены буколические сцены (сад, увитые зеленью беседки, лотосы), царская чета во время охоты и бегущие животные — быки, корова, каменный баран, лев…

Два коронационных жезла

Среди многочисленных украшений и других драгоценных изделий, помещенных в гробницу, были два коронационных царских жезла Тутанхамона: плеть и загнутый посох. Рукояти жезлов имеют цилиндрическую форму и сделаны из стеклянной массы лазурно-синего цвета с элементами, обитыми листовым золотом. На плети сделана иероглифическая надпись о короновании фараона Неб-Хеперу-Ра и о солнечном диске Атона. Картуш посоха, более широкий, также содержит коронационное имя, обрамленное двумя уреями — змеями, стоящими на хвосте. Это говорит о том, что жезлы явно изготовлены в то время, когда царь был еще ребенком и культ Атона, утвержденный Аменхотепом IV, еще был в силе. Другой редкий и потому особо ценный экспонат — ожерелье с подвеской в виде грифа, символа монархической власти фараонов. Это необычайно красивое изделие из золота, лазурита и бирюзы состоит из трех элементов: ожерелья, подвески в виде грифа и замочков в виде двух птиц.

Первые кольца ожерелья прикреплены к верхней части подвески, а именно к крыльям грифа. Шестьдесят восемь элементов из золота и лазурита, из которых оно состоит, больше напоминают искусно расшитую ленту, нежели ювелирное изделие. Подвеска символизирует богиню Нехбет, покровительницу Верхнего Египта. Ее голова повернута, а тело изображено в фас; концы крыльев опущены к земле. На обратной стороне подвески, которая соприкасалась с грудью фараона, на шее богини был закреплен картуш с двумя уреями и коронационным именем юного правителя.

Великолепное ожерелье в виде грифа

Птиц, в виде которых сделаны замочки, не удается определить. Вероятно, это какая-то тропическая разновидность. Впоследствии это ожерелье не раз копировалось на Ближнем Востоке и в европейский странах, как символ могущества империи. Еще одно украшение Тутанхамона с образом богини-грифа — великолепное широкое колье, которое прилегает к телу плотно, как ошейник. Туловище птицы размещено в центре него, а крылья, расходящиеся в разные стороны, замыкаются в кольцо с задней стороны шеи. Оно изготовлено из чеканного золота, инкрустированного сердоликом и стеклянной массой красного, голубого и синего цвета. Большой замок, служивший противовесом этому большому ожерелью, напоминает по форме лист или вытянутый цветочный зонтик. Это украшение, по-видимому, было создано специально по случаю кончины фараона, потому что на его мумии археологи обнаружили очень похожий экземпляр.

Другие выставки

За выставкой 1967 года в Париже последовали многие другие, в том числе Лондонская выставка 1972 года и Нью-Йоркская 1978 года. Хотя с момента открытия гробницы Тутанхамона и проведения выставок на Западе прошло пятьдесят лет, интерес широкой публики к этому фараону, к его сокровищам и легенде о его проклятии не ослабевает. В 2004 году часть его сокровищ была представлена на выставке в Базеле, под называнием «Золото с того света»: в экспозицию вошло сто двадцать экспонатов из коллекции Каирского музея, из которых около пятидесяти были обнаружены в гробнице Тутанхамона.

Влияние открытия на искусство

Массовое увлечение древнеегипетским искусством, которое последовало за открытием сокровищ Тутанхамона, оказывало влияние на многие сферы художественной деятельности Европы, начиная с 20-х годов XX века. Так, ар-деко почерпнуло из него геометрические формы и использование цвета в архитектуре и предметах обстановки. Ювелирное искусство вдохновлялось украшениями, найденными в гробнице — особенно Дом Картье, использовавший в своих изделиях мотивы скарабеев и цветов лотоса. В оттенках и орнаментальных мотивах тканей того времени тоже ощущаются веяния Древнего Египта. Кинематограф и театр не остались в стороне, по-своему осветив египетский феномен.




Родился 21 апреля 1984 года, в городе Одесса. Рос в семье потомственных артистов драмы и театра. Часто бывал…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 − 10 =

Наверх