РА-УСЕР-МААТ-СЕТЕП-ЭН-РА, СЫН СОЛНЦА, РАМЕССУ-МЕРИ-ИМЕН (часть 2)

Автор:

Египетская армия была разделена на четыре крупных подразделения: отряд Амона, возглавляемый царем, отряд Ра, занявший ров к западу от города Шабтун, отряд Птаха, находившийся в центре, и отряд Сутеха, подходивший к полю битвы по дороге. Вражеское войско атаковало отряд Ра, отступивший перед нападением к лучшей части хеттской армии, которую прикрывали колесницы с тремя воинами в каждой. Это произошло тогда, когда царь стремительно напал на войско противника. Но вскоре он обнаружил, что попал в окружение, состоявшее из «двух тысяч пятисот пар лошадей», и что он не может отступить, так как со всех сторон его взяли в кольцо храбрейшие хеттские воины.

Попав в это затруднительное положение, Рамсес закричал, взывая к богу Амону. Он спрашивал бога, куда тот пропал и почему не пришел к нему на помощь. Он произнес: «Разве не посвящал я тебе храмы, не наполнял их пленниками, не отдавал им все свое имущество и не заставлял всю страну платить тебе дань, десять тысяч быков, да еще и всякое благовонное дерево? Я никогда не останавливал руку перед тем, чего ты желаешь. Я построил для тебя пилоны и другие сооружения из камня, я возводил для тебя колонны, которые будут существовать вечно, и я принес тебе обелиски из Абу (то есть Элефантины). Я принес тебе камень, я сделал корабли, чтобы можно было плавать по морю и привозить тебе вещи из других стран… Смотри, о Амон! Я в центре людей, которые собрались вместе против меня. И я один, и нет со мной никого, потому что все мои солдаты и всадники покинули меня. Я взывал к ним, но никто не прислушался ко мне. Но ты, Амон, больше для меня, чем миллион воинов, и сотни тысяч лошадей, и десятки тысяч братьев и сыновей, даже если они оказались бы здесь все вместе. Единолично совершает Амон больше, чем целое войско».

Бог Амон протянул царю руку и сказал: «Я с тобой, я твой отец Ра. Моя сила с тобой, и я лучше, чем сотни тысяч объединившихся [людей]». Затем царь атаковал, и пять тысяч лошадей врага полегли пред его лошадьми, и никто не смог поднять на него руку. Противники падали перед ним замертво, и тот, кто упал, больше никогда не поднимался.

Когда царь хеттов и князья подвластных ему народов увидели происходящее, они бежали. Но царский колесничий, которого звали Мена, испугался, заметив, что из-за атаки царь отделился от основной группы египетских войск и что они окружены врагами, и стал умолять Рамсеса остановиться. Царь высмеял его страхи, сказав ему, что сразит всех своих врагов и бросит их в грязь, и, приказав ему набраться храбрости, в шестой раз набросился на своих врагов.

После этой атаки Рамсес обвинил своих колесничих в трусости и сказал им, что они не могут быть его друзьями, так как не помогли ему, когда он оказался в беде. Затем он перечислил все блага, которые принес Египту, и еще раз прямо обвинил их в трусости.

Оружие врага не нанесло царю вреда. Уже на следующее утро после битвы никто не мог даже ступить на поле сражения, потому что вся равнина была покрыта трупами. После того как бой закончился, Рамсес мысленно поблагодарил своих двух породистых лошадей, которых звали Победа Фив и Богиня Мут Довольна, за то, что они помогали ему и поддерживали его, когда он был в окружении многочисленного противника. Он приказал, чтобы после возвращения во дворец их кормили только в его присутствии, ибо он хотел видеть, как они едят. Царь не забыл с почтением упомянуть имя своего колесничего Мены, который единственный из всех его доверенных слуг остался с ним во время безрассудной атаки. Рамсес назвал его «лучшим из всадников». К сожалению, в тексте не упоминается ручной лев, который был в колеснице Рамсеса и время от времени атаковал противника. Остается только надеяться на то, что хетты не убили его.

Как только хеттский правитель увидел, насколько серьезно его поражение, он тут же послал к Рамсесу гонца, попросившего царя остановиться, так как он и его князья поняли, что боги Сутех и Бар поддерживают Рамсеса и что следующая битва в буквальном смысле обескровит страну. Египетский царь прислушался к этим словам и решил больше не сражаться с хеттами. Нужно заметить, что в тексте не упоминается о том, что Рамсес получил от хеттов и их союзников подарки или дань. Ясно, что обе стороны понесли крупные потери.

Однако Рамсес гордился тем, что многого достиг в результате войны с хеттами. И он приказал записать рассказ о ней на стенах храмов в Абидосе и Фивах. Рядом с ними он повелел оставить рельефы, на которых должны были быть изображены ее основные события, такие как захват двух хеттских шпионов, военный совет, бегство побежденных к городу Кадеш, осада Кадеша, смерть князя Алеппо, которого опустили вниз головой в воды Оронта…

Хеттский царь собрал армию из восьми или девяти тысяч человек, не считая всадников и колесничих, которых было около семи тысяч пятисот. Число египетских солдат и возниц неизвестно, так как источники не сообщают его. Царь хеттов держал в резерве силу Тухира, но он не смог отправить их на помощь терпящим поражение товарищам.

Союзники хеттов изо всех сил старались выгнать египтян из Сирии. Скорее всего, рано или поздно это удалось бы им, если бы их враги не сумели поймать двух шпионов и, избив их, получить информацию о том, где расположилась хеттская армия. Это событие было чрезвычайно важно для Рамсеса: он приказал запечатлеть сцену избиения шпионов длинными палками на стенах своего храма. Нужно сказать, что египетская разведка тогда не справилась со своими прямыми обязанностями. Очевидно, катастрофы, которой грозила египетской армии эта ошибка, не произошло только потому, что Рамсесу случайно удалось поймать тех двух хеттов.

abu-simbel-0

В описании битвы, созданном Пента-уртом, мы видим то же нелепое преувеличение, которое появляется в текстах, относящихся к раннему периоду правления Рамсеса и найденных в Абидосе. Остается только надеяться на то, что египетские солдаты не читали надписи на стенах храмов, в которых царь прямо высказывает свое недовольство египетской армией.

Более того, Рамсес сам приказал своим художникам показать, что на поле битвы он не был одинок. То, что война с хеттами оказалась серьезным военным мероприятием, совершенно понятно, ясно и то, что египтяне напали на противника, намного превосходившего их по численности, и сумели устоять перед его мощью. Вот и все. Рамсес в результате сражения не присоединил к Египту новые территории и не вернул старые египетские владения в Сирии. Египтяне не смогли уничтожить власть хеттов, и как только Рамсес вернулся в Египет, хеттский царь и его союзники стали собирать силы и готовиться к новому походу против него.

На восьмой год и в течение трех последующих лет своего правления Рамсес II был вынужден отправиться в Сирию для того, чтобы подавить восстание, начавшееся в старом городе-крепости Аскалон. Но, после того как он сделал это, в Тунепе, население которого никогда не теряло надежды выйти из-под власти Египта, произошло другое. Рамсес заявляет, что он захватил город со второй попытки, покорил соседнюю страну и стал ее повелителем. Но никаких доказательств достоверности этих слов не найдено.

Еще несколько лет сохранялась эта не очень привлекательная ситуация. Но в конце концов между хеттским царем по имени Хета-сар, и Рамсесом II был заключен мирный договор. Египетский текст этого документа был записан на западной стороне стены, соединяющей южную стену большого гипостильного зала в Карнаке с первым пилоном, расположенным на севере, а также на стенах Рамессеума. В надписи говорится о том, что оригинал договора был записан на серебряной табличке, спрятанной в каком-то из зданий в Дельте, представляющем собой отчасти дворец, отчасти крепость, в котором с удовольствием жил царь Египта.

Договор датируется двадцать первым днем сезона перет двадцать пятого года правления Рамсеса II. В нем говорится о том, что в тот момент царь находился в городе Пер-

Рамессу-мери-Имен, и осуществлял жертвоприношение своему отцу Амону, Херу-ху-ти, Тему, Птаху, Сутеху, сыну Нут, и другим богам. Пока он был там, его посол в Азии Рамес, явился к нему с хеттским послом Тартисебу, несшим в руках серебряную табличку, на которой на хеттском языке были написаны условия договора с Хетасаром, царем хеттов, который был готов принять и придерживаться их.

Хета-сар ссылался на договоры, заключенные между его предшественниками и предтечами царя Египта. Он заявил, что условия соглашения соответствуют воле египетского бога Амона и покровителя страны хеттов Сутеха и что теперь и на вечные времена между двумя народами воцарятся мир и взаимопонимание. Хета-сар предложил Рамсесу стать его союзником. Он сказал, будто всегда выступал за установление дружеских отношений между двумя государствами и возражал против войны, которую развязал против Египта его брат Маученуэр, или Муталлу. Заняв хеттский трон после смерти брата (точнее, убийства, совершенного самим Хета-саром), он якобы решил восстановить порядок. Он обещал, что и он сам, и его сыновья будут сохранять мир с Рамсесом и его потомками. Хета-сар утверждал, что он не станет вторгаться на территорию Египта, и Рамсес тоже не должен переступать границ страны хеттов. Он заявил, что будет следовать условиям договора, заключенного между его великим предшественником Сапаруру, а позднее — его братом с царями Египта.

Хета-сар обещал послать на помощь Рамсесу II войска в случае, если кто-либо вторгнется в пределы Египта. Но он не утверждал, что лично будет руководить этой армией. Рамсес, в свою очередь, должен был послать войско на помощь хеттскому царю, если враг нападет на его владения. Более того, каждый царь обещал выдать своему союзнику любого его подданного, который решит покинуть родину и бежать во владения второго правителя.

Все условия, прописанные в договоре, соответствовали тем отношениям, которые, по мнению Хета-сара, должны существовать между его державой и Египтом. Для того чтобы доказать благородство своих намерений, он призвал в свидетели всех богов и богинь страны хеттов и Египта. Среди них он упомянул Сутеха, владыку небес, Сутеха, повелителя хеттов, Сутеха, владыку Иренны и т.д.

Далее следовала формула благословения, которое должно было снизойти на тех, кто выполнял условия этого договора, а на головы тех, кто нарушит их, призывалось проклятье. Боги хеттов и египтян должны были наказать каждого, кто будет относиться к соглашению с презрением. Тех же, кто станет следовать ему, боги вознаградят и даруют длинную жизнь им и их семьям, их слугам и их родным.

На серебряную табличку была наложена печать, на которой, судя по всему, был выгравирован бог Сутех, а также печать с изображением Ра, повелителя Иренны, и печати хеттского царя Хета-сара и хеттской царицы, которую звали




1962 года рождения, родилась в городе Суздаль. Росла в семье интеллектуалов. Здесь жили потомственные филологи русского языка и…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × три =

Наверх