РА-УСЕР-МААТ-СЕТЕП-ЭН-РА, СЫН СОЛНЦА, РАМЕССУ-МЕРИ-ИМЕН (часть 5)

Автор:

Выше мы уже приводили факты из жизни Рамсеса II. Но для того, чтобы читатель смог сравнить их с вымыслом, ниже будут приведены отрывки из произведений Геродота и Диодора, рассказывающие о Сесострисе.

Диодор так описывает историю Сесостриса: «Семь поколений спустя, как говорят, правил Сесос-трис, превзошедший всех своих предков великими, славными деяниями. Но не только греческие авторы расходятся во мнениях о царе. Египетские жрецы и поэты рассказывают о нем самые разнообразные истории. Мы передадим вам ту, которую посчитали наиболее вероятной и соответствующей тем знакам и отметкам, которые до сих пор существуют в Египте и могут подтвердить ее.

После его рождения его отец совершил благородный поступок и, став царем, приказал, чтобы собрали тех, кто родился в Египте в тот же день, что и его сын. Они должны были получить образование вместе с его сыном, изучать одни и те же науки и выполнять одни и те же упражнения, осознавая то, что, воспитываясь вместе и разговаривая с друг с другом, они навеки станут любящими и самыми верными друзьями и лучшими сослуживцами в случае начала любой войны. Поэтому, всячески стремясь к достижению поставленной цели, он приказал, чтобы мальчики каждый день ходили в школу и решали там трудные задачи. Например, никто не имел права есть до тех пор, пока не пробежит почти три километра. И благодаря этому, когда они превратились во взрослых мужчин, они стали достаточно пригодными для того, чтобы стать военачальниками, или для того, чтобы совершить какой-нибудь храбрый или благородный поступок, благодаря мощи и силе их тел и прекрасному таланту их умов.

Сначала Сесострис, посланный отцом в военный поход в Аравию (вместе со своими друзьями, которые выросли с ним), трудился, охотясь на диких чудовищ и убивая их. Затем, победив, наконец, усталость и нехватку воды и пищи, он вступил в сражение со всеми этими варварскими народами, которые к тому времени еще не были покорены. После этого, посланный в западную часть страны, он завоевал огромную территорию в Ливии, будучи еще очень молодым.

Заняв престол после смерти своего отца, воодушевленный своими прежними успехами, он решил захватить и подчинить весь мир. Некоторые говорят, что его дочь Афирта подала ему мысль о создании мировой империи. Будучи очень рассудительной женщиной, она доказала своему отцу, что завоевание пройдет с легкостью. Другие воодушевили его своими прорицаниями, предсказывая ему успех по внутренностям жертв, по своим снам в храмах и предзнаменованиям в небе.

Некоторые также говорят, что, когда родился Сесострис, его отцу во сне явился Гефест и сказал, будто его ребенку предстоит стать завоевателем всей Вселенной. Они утверждают, что именно по этой причине царь решил собрать всех того же возраста и воспитать их вместе со своим сыном, чтобы облегчить ему путь к императорскому величию, и что, когда он стал взрослым мужчиной, полностью поверившим в предсказанное ему богом, он предпринял эту экспедицию.

Ради того чтобы достичь этой цели, его основной заботой в первую очередь стало стремление завоевать любовь и расположение всех египтян. Он считал, что это необходимо для выполнения его плана, а также для того, чтобы войти в доверие к своим солдатам, которые должны были охотно и с готовностью пойти на риск, более того — отдать свои жизни командирам, и для того, чтобы те, кто останется позади него, не затевали никакого восстания в его отсутствие. Для этого он заставил всех, ради упрочения своей власти, работать: одних — за деньги, других — давая им земли, и многих — помилованием, а также вежливыми словами и учтивым поведением. Он помиловал тех, кто был приговорен к высшей мере наказания, и освободил всех сидевших в тюрьме за долги, заплатив то, что они задолжали, а таких в тюрьмах было множество.

Он разделил всю страну на тридцать шесть частей, которые египтяне называют номами, и над каждым из них поставил правителя, призванного заботиться о доходах царя и организовывать другие мероприятия в разнообразных провинциях. Из них он выбрал самого сильного и талантливого человека и собрал армию, соответствующую величию его замысла, числом в шесть сотен тысяч человек, двадцать четыре тысячи лошадей и двадцать семь тысяч военных колесниц. И над всеми полками и войсками он сделал командующими тех, кто вырос вместе с ним. Они привыкли к военным упражнениям и с самого детства были горячими и усердными, а также храбрыми и благородными. Они были близки друг другу, как братья, любили и уважали как царя, так и друг друга. Их было около семнадцати сотен.

Этим своим товарищам он даровал большие земельные поместья в самых богатых частях Египта, чтобы они ни в чем не нуждались, требуя только их участия вместе с ним в войне. Собрав таким образом армию, он отправился сначала против эфиопов, живших на юге, и, захватив их, заставил их платить ему дань эбеновым деревом, золотом и бивнями слонов.

Затем он послал флот, состоявший из четырехсот судов, в Красное море и стал первым египтянином, построившим длинные корабли. С помощью своего флота он завоевал все острова этого моря и покорил приграничные народы вплоть до Индии. Сам он вместе со своей армией прошел в Азию, где вторгся на территорию не только тех наций, которые впоследствии покорил Александр Македонский, но и неизвестных тому. Он пересек реку Ганг и прошел через всю Индию к открытому океану. Затем он подчинил скифов вплоть до Танаиса, отделяющего Европу от Азии.

501_16_louvre_museum

Там, как говорят, на озере Моеотис, он оставил некоторых из своих египтян и дал начало народу колхов. И для того, чтобы доказать, что они действительно египтяне, они приводят следующий аргумент: они говорят, что делают обрезание, подобно египтянам, — обычай, который продолжился в этой колонии так же, как это делают евреи.

Таким же образом он подчинил и всю остальную Азию, и большинство Кикладских островов. Переправляясь оттуда в Европу, он чуть не потерял всю свою армию из-за трудности перехода и нехватки пищи. И поэтому, завершив свой поход во Фракии, начале и конце всех своих завоеваний, он возвел столбы, на которых были написаны египетскими буквами, называемыми иероглифами, следующие слова: „Сесострис, царь царей и владыка владык, подчинил эту страну своими руками».

На земле тех наций, которые были смелыми и воинственными, он вырезал на этих столбах сокровенные члены мужчины, а тех, которые были трусливы и слабовольны, — тайные части женщины, считая, что главный член мужчины станет понятным для потомков доказательством храбрости каждого из них. В некоторых местах он возводил свои собственные статуи, вырезанные из камня (вооруженные луком и копьем), более четырех локтей и четырех ладоней высотой. Он сам был этого роста.

Проведя девять лет в этой экспедиции, держа себя между тем всегда учтиво, он приказал народам, завоеванным им, ежегодно приносить в Египет подарки и дань, каждому согласно его возможностям, а сам он с пленниками и оставшейся добычей, которой было огромное количество, вернулся в Египет, намного превосходя всех царей, правивших до него, величием своих деяний и достижений.

Он украсил все храмы Египта множеством подарков и добычей, доставшейся ему от врагов. Затем он вознаградил своих солдат, которые служили ему во время войны, каждого по его заслугам. Более чем очевидно, что не только армия вернулась нагруженная многочисленными богатствами и получила заслуженную славу за свое мужество, но и вся страна Египта пожинала плоды этой экспедиции. Сесотрис, расформировав свое войско, отпустил и своих товарищей по оружию и по победе для того, чтобы они отдохнули и насладились плодами своих завоеваний.

Но сам Сесострис, воодушевленный заслуженным стремлением к известности и стремящийся оставить после себя вечные монументы, создал множество прекрасных величественных работ, достойных восхищения как своей ценой, так и замыслом. Они способствовали его невяну-щей славе и стали причиной невыразимых преимуществ египтян, так как пришло время мира и безопасности.

Так, начав с того, что имело отношение к богам, в каждом городе Египта он построил по храму, посвященному тому богу, которого больше всего почитали в определенном месте. Он не привлекал к этим работам египтян, а создал все с помощью труда пленников. Также он приказал, чтобы на всех храмах была оставлена надпись: „Ни один коренной житель не работал здесь».

Говорят, что некоторые вавилонские пленники, так как они не могли вынести тягот труда, восстали против царя и, засев в крепости возле реки, с оружием в руках пошли против египтян и опустошили соседние страны. Но, в конце концов, получив прощение, они избрали себе место жительства и назвали его в честь своей родной страны Вавилоном. Таким же образом, как, говорят, была названа Троя, расположенная недалеко от реки Нил, так как Мене-лай, когда он вернулся из Илиона со множеством пленников, прибыл в Египет, где троянцы, покинувшие царя, засели в одном хорошо укрепленном месте и сражались с греками до тех пор, пока не завоевали свободу. После этого они построили знаменитый город и назвали его в честь себя.

Но я знаю о том, что Ктесий Критский приводит совершенно другое описание этих городов, утверждая, будто некоторые из тех, кто пришел в Египет вместе с Семирамидой, нарекли построенные ими города в честь своих собственных стран. Не так-то легко узнать всю правду об этих вещах: еще нужно рассмотреть разные точки зрения о них, которые сможет найти любознательный читатель, чтобы определить истину.




1962 года рождения, родилась в городе Суздаль. Росла в семье интеллектуалов. Здесь жили потомственные филологи русского языка и…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать − один =

Наверх