РА-УСЕР-МААТ-СЕТЕП-ЭН-РА, СЫН СОЛНЦА, РАМЕССУ-МЕРИ-ИМЕН (часть 6)

Автор:

Сесострис, более того, построил множество насыпей и валов, на которые он перенес все города, лежавшие на равнине, для того чтобы и люди, и животные чувствовали себя в безопасности во время разливов реки. Он также провел от реки множество глубоких каналов, от Мемфиса до самого моря, для более удобной и быстрой транспортировки зерна и других припасов и для торговли. Они шли короткими участками в этом направлении, как в целях поддержки торговли, так и для сохранения мира и достатка во всей стране.

Величайшим его монументом, имевшим огромное значение, стало то, что он укрепил все части страны, защитив их от вторжения врагов и усложнив доступ к этим территориям. В то время как раньше крупные части Египта были открыты и могли подвернуться удару как колесниц, так и всадников, то теперь, благодаря множеству каналов, протянувшихся вдоль реки, вход стал очень трудным, и захватить страну оказалось очень нелегко. Он защитил также восточную часть Египта от вторжения сирийцев и аравийцев с помощью стены, простершейся от Пелусия через пустыни до самого Гелиополя, длиной в триста километров. Он также приказал построить из кедра корабль ста восьмидесяти локтей в длину, позолоченный снаружи и посеребренный внутри. И он посвятил его богу, которого больше всего почитали в Фивах.

Также он возвел два обелиска из отполированного мрамора, высота которых сто двадцать локтей. На них было нанесено описание безграничных владений его империи, огромного значения его приобретений и перечислены народы, которые он завоевал. Он установил также в Мемфисе, в храме Гефеста, свою статую и статую своей жены, каждая из которых была из единого камня, тридцати метров в высоту, а также статуи своих сыновей, двадцати локтей в высоту, по такому случаю. После его возвращения в Египет из великой экспедиции, будучи в Пелусии, его брат, пригласив его вместе с женой и детьми на пир, организовал против него заговор. Когда все опьянели и отправились отдыхать, он приказал ночью обложить палатку царя большим количеством сухого тростника (приготовленного заранее специально с этой целью) и поджечь его. Пламя очень быстро взметнулось в воздух, царю не смогли помочь даже его слуги и охранники, которые все еще не протрезвели. Тогда Сесострис протянул руки к небу, прося богов спасти его жену и детей. Затем он прошел через пламя и убежал. Оставшись таким образом в живых, он принес жертвы всем богам (как сказано выше), а особенно Гефесту, чье расположение спасло его.

Хотя Сесострис знаменит благодаря многим великим и достойным делам, самым величественным и прекрасным из них было то, как он поступил с князьями в своих владениях. Те повелители завоеванных народов, которые, по его милости, все еще правили в своих землях, и те, кто получил от него в дар или в качестве пожертвования крупные княжества, в назначенное время пришли с подарками и данью в Египет. Он принял их с подобающей честью и уважением. По преданию, когда он приезжал в храм или в город, он, по заведенному им же самим обычаю, приказывал выпрячь лошадей из своей колесницы, а четыре царя и другие князья в своих комнатах должны были чистить их. Он считал, что таким образом сможет дать всем понять: никто не сравнится с ним, человеком, захватившим самых могущественных и знаменитых князей в мире, в мужестве.

Кажется, этот царь превосходил всех прочих мощью и величием, как количеством своих военных достижений, так и числом подарков и пожертвований и удивительными работами в Египте. После того как он правил страной в течение тридцати трех лет, он ослеп и умышленно положил конец своей жизни. Из-за этого им восхищались не только жрецы, но и все остальные египтяне — если раньше он показывал своими действиями величие своего разума, то теперь он выбрал приемлемый конец (посредством добровольной смерти) для того, чтобы прославить свою жизнь».

Интересно заметить: Диодор, скорее всего, не понял, что гробница Осимандия была погребальным храмом Рамсеса II, многие войны и подвиги которого он, в соответствии с существовавшей в то время легендой о Сесострисе, приписал этому царю.

О гробнице Осимандия, то есть Усер-Маат-Ра, или Рамсеса II, Диодор пишет:

«Там [в Фивах], как говорят, находятся удивительные гробницы древних царей, которые по своей пышности и великолепию намного превосходят все, чего добились последующие поколения вплоть до наших дней. Египетские жрецы утверждают, будто в их священные перечни занесены сорок семь таких гробниц, но ко времени правления Птолемея Лага сохранилось только семнадцать, многие из которых были разрушены и уничтожены, когда я сам приехал в эти места, что произошло во время 108-й Олимпиады.

К тому же, эти сведения сообщают не только египетские жрецы, просмотревшие свои священные перечни, но и многие греки, путешествовавшие в Фивы во время правления Птолемея Лага и писавшие историю Египта (одним из которых был Гекатей), соглашаются с тем, что мы только что рассказали. Если говорить о первых гробницах (где, как утверждают, похоронены женщины Зевса), та, что принадлежит царю Осимандию, имеет два километра в окружности.

image060

У входа в нее, как говорят, был портик из разноцветного мрамора около шестидесяти метров в длину и сорока пяти локтей в высоту. Оттуда, проходя вперед, вы попадаете в состоящую из четырех квадратов каменную галерею, причем каждый из них стороной около 120 метров. Его поддерживают вместо колонн чудовища, сделанные из цельного камня шестнадцати локтей в высоту, вырезанные по древним образцам. Крыша была каменной, причем каждый камень восьми локтей в длину, а на нем изображено голубое небо, усыпанное звездами.

Проходя дальше через этот внутренний двор, вы попадаете в другой портик, очень похожий на предыдущий, но более необычно украшенный и с большим разнообразием. У входа стоят три статуи, каждая из которых сделана из цельного камня, — творения Мемнона Сиенит-ского. Одна из них, изображающая человека в сидячем положении, величайшая во всем Египте. Размер ее ноги превышает семь локтей. Остальные две, которые намного меньше первой, достают ему до колен. Одна стоит справа, а другая — слева. Это его дочь и мать.

Это творение достойно не только одобрения своим величием, но и восхищения, вызванного великолепием резьбы и работы, качеством камня. В столь прекрасной работе нельзя заметить ни одной трещинки или другого недостатка. На нее нанесена следующая надпись: „Я — Осимандий, царь царей. Если кто-то узнает, насколько я велик и где я лежу, пусть попробует превзойти мои творения». Также там, у второго входа, была статуя его матери, сделанная из единого камня двадцати локтей в высоту. На ее голове были три короны, которые должны были свидетельствовать о том, что она одновременно была дочерью, женой и матерью царя.

Недалеко от этого портика, как говорят, была другая галерея, более примечательная, чем предыдущая. В ней находились различные скульптуры, изображающие его войны с бактрийцами, восставшими против него. На бой с ними, как утверждают, он вышел с 400 тысячами человек и 20 тысячами лошадей. Эту армию он разделил на четыре части и назначил своих сыновей военачальниками всего войска.

На первой стене можно увидеть царя, атакующего вал, окруженный рекой, и царя, сражающегося во главе своих людей с теми, кто замыслил против него, поддерживаемого ужасным способом львом, который, как заявляют некоторые, был самым настоящим живым львом, выращенным и прирученным царем. Он принимал участие во всех войнах царя, и его поразительная сила даже заставляла врага спасаться бегством. Другие так объясняют это: царь, будучи человеком удивительной храбрости и силы, решил потребовать похвалы, изобразив льва.

На второй стене были показаны пленники, которых тащили за царем. Они изображены без рук и тайных членов, чтобы показать, что они не мужественны и у них не было рук, когда они пришли сражаться. На третьей стене изображены все виды скульптур и интересные фигуры, среди которых мы видим царя, приносящего в жертву быков, и его победы в этой войне. В центре внутреннего двора без крыши был помещен алтарь из сверкающего мрамора потрясающей работы, который достоин восхищения за свои огромные размеры. В последнюю стену помещены две статуи, причем каждая из них вырезана из цельного камня двадцати семи локтей в высоту. Рядом с ними расположены три прохода, ведущие из внутреннего двора в величественные комнаты, потолки которых поддерживались колоннами, как в музыкальном театре.

Длина каждой стены театра — шестьдесят метров. Там было много статуй из дерева, изображающих защитников и зрителей, которые смотрят на судей, выносящих решение. Тридцать из них были изображены на одной из стен. В центре сидел главный судья с фигуркой истины, висящей на его шее. Его глаза закрыты. Перед ним лежит множество книг. Это означает, что судья не должен брать взятки, но обязан уважать правду и с уважением относиться к делу.

Рядом примыкала галерея, полная всякой всячины, среди которой были любые виды изысканной еды, уже приготовленной. Недалеко от этого изображен сам царь, великолепно выгравированный и раскрашенный в прекрасные цвета, подносящий золото и серебро богам — все, что он ежегодно получал из золотых и серебряных рудников. Там была записана сумма (в серебре) в количестве около 32 миллионов мин. Дальше располагалась священная библиотека, где были написаны следующие слова: «Исцеление разума». К ней примыкали изображения всех богов Египта, каждому из которых царь приносил жертвы, лично принадлежащие каждому из них. Так Осирис и все те, кто связан с ним, которые были размещены у его ног, должны были понять его почтительность по отношению к богам и его добродетельность по отношению к людям.

После библиотеки шла великолепная комната, в которой находились двадцать лож для принятия пищи, богато украшенные. В этом здании были изображения Зевса и Геры вместе с царями, и здесь, как предполагается, было похоронено тело царя. Вокруг комнаты располагалось множество помещений, в которых великолепными красками были изображены все животные, считавшиеся в Египте священными. Отсюда начинался подъем наверх всей гробницы, поставленной на возвышении, откуда можно было увидеть золотую ограду вокруг гробницы, 365 локтей в окружности и толщиной в локоть. На каждом локте были изображены несколько дней в году с естественным восходом и заходом звезд и их значениями, согласно наблюдениям египетских астрологов. Эту ограду, как говорят, унесли Камбиз и персы, когда они захватили Египет.

Вот так описывают гробницу царя Осимандия, которая, кажется, намного превосходит все остальные как своим великолепием, так и работой».




1962 года рождения, родилась в городе Суздаль. Росла в семье интеллектуалов. Здесь жили потомственные филологи русского языка и…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 + 12 =

Наверх