Ритуальные игры

Автор:

Неудивительно, что в мире, где ритуалы встречались на каждом шагу, даже развлечения приобрели символическое значение, выражающее вечную двойственность вселенной, бесконечную борьбу добра со злом.

Опасные игры

В Папремисе, городе на северо-востоке Египта, который был посвящен богу Сету, Геродот наблюдал по меньшей мере опасную ритуальную игру. По случаю какого-то религиозного праздника статую бога погрузили на священную ладью, которую жрецы вынесли на плечах из храма. Когда пришло время возвращения, ее поставили на колесницу, которую охраняла небольшая группа мужчин.

Другие мужчины, вооруженные палками, бросились на них; затем к группе, охраняющей статую, пришло подкрепление. Схватка была ожесточенной, проливалась кровь, но… жители города заверили греческого историка, что все это всего лишь игра. Игра воспроизводила миф о том, как Сет решил посетить мать. Слуги не узнали его и не пустили. Сету пришлось искать подкрепление, чтобы их побороть.

Для древних египтян ритуалы имели огромное значение, даже в часы досуга. Многочисленные виды времяпрепровождения, которые на первый взгляд могут показаться нам играми, спортивными или обычными, на самом деле воспроизводили какие-то мифологические события или же были необходимы для совершения религиозного обряда.

Битва добра со злом

В Фивах стены гробницы Херуэфа, интенданта царицы Тейе (XVIII династия), украшены сценами состязаний по боксу и фехтованию на палках. Но эта борьба, хоть и вполне реальная, в действительности была ритуальным актом — она разыгрывалась как спектакль. К примеру, одна из этих сцен изображает шесть пар мужчин с выбритыми, как у жрецов, головами, ожесточенно борющихся друг с другом. Надпись рядом с одним из боксеров говорит: «С Гором истина торжествует!».

Так что в исходе состязания не приходится сомневаться, ведь это ритуал, соответствующий известному мифу: представители Гора, силы добра, с которой отождествлялся правящий фараон, одержат победу над злом, которое символизирует бог Сет. В сцене фехтования на палках оружие сражающихся было сделано из тростника с одним или двумя соцветиями. Один из параграфов «Текстов пирамид» дает объяснение этому: он сравнивает их с жезлом, которым Гор воспользовался, чтобы одержать победу над превратившимся в бегемота Сетом.

Символика победы

Изображения сражений, где египетские солдаты и чужеземные воины с головами и подбородками, защищенными кожаными накладками, бились перед двором Рамсеса, также напоминают о ритуальных играх. Подобные изображения состязаний, обнаруженные в некоторых храмах, и в частности, в Мединет-Абу на западном берегу Фив, не только демонстрировали всем, что их государь — настоящий атлет. Здесь мы находим следующие надписи: «Горе тебе, сирийский враг, вздумавший похваляться! Я брошу тебя наземь на глазах у самого фараона!» Значение этих турниров было больше, чем у простых спортивных состязаний: они символизировали победу Египта и фараона над врагами.

Во время религиозных праздников мифы о боге разыгрывались или рассказывались по ролям. Эти торжества часто сопровождались подобными ненастоящими сражениями, религиозными обрядами, где, впрочем, нередко кровь проливалась не символически, а реально.

Настольные игры и игры в мяч

Даже настольные игры могли иметь символическое значение. Игра в сенет (название переводится как «проход»), которая приобрела распространение еще в самом начале династической эры, была одной из самых популярных. Этот прототип хорошо знакомой нам игры в шашки или нарды также назывался «Путешествие через подземное царство», и в эпоху Нового царства теологи приписывали ему религиозное значение. Выиграть партию в сенет значило для умершего успешно пройти взвешивание сердца и преодолеть все препятствия, чтобы возродиться в мире ином.

483951

Еще одной ритуальной игрой была игра в мяч; судя по многочисленным изображениям, обнаруженным в храмах, в нее играл сам фараон. Мяч символизировал око Апопа, чудовищного змея, и царь ударял по нему битой, отождествлявшейся с оком Ра. Таким образом, фараон символически прогонял злые силы, потому что, как нам известно, из «Книги мертвых», сражение между божествами всегда заканчивалось радостным криком: «Воистину Ра победил Апопа!»

РИТУАЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ

Ритуальные жесты присутствовали повсюду: и в повседневной жизни, и в искусстве. Так, например, в гробницах нередко встречается изображение мужчины и женщины, вдыхающих аромат цветка лотоса, что символизирует омоложение после смерти. Более прозаические ритуальные жесты могли быть способом защиты от опасности: например, на крокодила показывали указательным и большим пальцем одной руки. Вытянутые ладонями вперед руки были жестом поклонения, а посыпание головы пылью символизировало траур.




Родился 21 апреля 1984 года, в городе Одесса. Рос в семье потомственных артистов драмы и театра. Часто бывал…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать − 13 =

Наверх