Сохранение египетских памятников

Автор:

Работы по реставрации египетских памятников архитектуры принимают иногда грандиозный размах, как, например, в Абу-Симбеле. Кроме того, эти работы приносят египтологам все новые и новые исторические данные о Древнем Египте.

На раскопках Долины Царей в Египте сосредоточены две трети археологических находок нашей планеты. Такое положение дел требует проведения масштабных реставрационных работ и раскопок по всей стране. Архитектурное наследие Египта уникально и удивительно разнообразно, однако его необходимо охранять. Цель реставрационных операций — сохранить объекты, полуразрушенные памятники, засыпанные песком и страдающие от капризов климата или от последствий урбанизации. Это наследие находится под эгидой Министерства культуры Египта, а также Верховного совета древностей, который пристально следит за работами на каждой площадке. Охрана и реставрация памятников могут сочетаться с работами по благоустройству, которые проводятся, чтобы обеспечить условия для приема туристов. Многие проекты Верховный совет ведет в сотрудничестве с коллективами иностранных исследователей.

О реставрации

Когда речь идет о реставрации памятника архитектуры, статуи или любого другого предмета, действуют определенные правила. Самая распространенная проблема состоит в том, чтобы узнать, что именно нужно сделать, чтобы отреставрировать памятник или поврежденную часть памятников. Зачастую реставраторам приходится заделывать дыры или заменять недостающие части каменными блоками или кирпичной кладкой. Это заполнение дыр необходимо для того, чтобы ансамбль выдержал воздействие окружающей среды — песчаные бури, ливни, капиллярное поднятие воды, колебание температур, отложение солей, воздействие морской среды…

Каждый случай реставрации уникален, и выбор используемых материалов — кирпича или камня — всякий раз зависит от состояния объекта. Кроме того, любая реконструкция должна быть основана на архитектурном стиле соответствующей эпохи и на технических исследованиях. Использование разнообразной документации и фотографий памятников, обнаруженных в окрестностях, может быть очень полезным при осуществлении подобных реконструкций. Другое правило заключается в том, что при реставрации нельзя нарушать целостность оригинальных элементов и необходимо использовать только сочетающиеся с ними материалы.

Конечно же, нужно учитывать эстетическое впечатление от ансамбля, чтобы не нарушить изначальный замысел его создателей. Необходимо также, чтобы процесс реставрации был обратим, чтобы реставраторы могли удалить все элементы в том случае, если в будущем в их распоряжении окажутся более совершенные технологии. Если же речь идет о существенных повреждениях конструкции, когда недостает важнейшей ее части, иногда эту часть заменяют новой, при условии, что подобное вмешательство сделает конструкцию более прочной. В музеях под открытым небом, там, где статуи хранятся на месте, подверженные изменениям климата, иногда эти памятники защищают от воздействия среды, помещая их «под колпак».

Кроме того, любые реставрационные работы имеют конец, и необходимо понимать, когда пора остановиться. Во многих случаях реставраторы сводят свое вмешательство к минимуму, делая только то, что нужно, чтобы ансамбль не разрушался: например, создают незаметную, но прочную поддерживающую конструкцию.

embed_asset

Финансирование реставрационных работ юнеско

Это одна из областей — и притом главная из них, — в которые вмешивается ЮНЕСКО, но не по собственной инициативе, а по просьбе заинтересованных государств. В данном случае инициатором является Верховный совет египетских древностей. ЮНЕСКО предоставляет в распоряжение правительства необходимые средства из Фонда Всемирного наследия. Иногда речь идет о «небольших» суммах, например, о 20 ООО или 50 ООО долларов, которые позволяют перейти к одному из этапов проекта и собрать более значительные средства. Чаще всего правительство привлекает к операциям по спасению собственных граждан (археологов и не только), за исключением самых масштабных проектов, таких, как спасение памятников Нубии в 60-х годах XX века.

Охранность фресок

Фрески, которые украшают стены гробниц, требуют особого обращения, потому что их основа нередко испещрена дырами, в которых видна кладка. Возможно, стоит замазывать дыры, отмечая границы между оригинальным материалом и современным?.. На практике в таком случае заделывание дыр обычно ограничивается очень небольшой площадью. При этом реставраторы используют материал, близкий к оригинальному, и применяют такие реставрационные приемы, как траттеджо (нанесение вертикальных линий разных цветов) и лепунтишто (применение нескольких слоев состава, позволяющее менять степень его прозрачности).

Реставрационные работы в Долине Царей

В переделах одной только Долины Царей находится около 70 % всех археологических памятников нашей планеты. До сих пор здесь регулярно совершаются новые открытия, и в то же время проводятся мероприятия, направленные на сохранение уже найденного. В последнее время на большинстве раскопок Долины проводятся именно реставрационные работы.

Гробница фараона Рамсеса VI, одна из крупнейших в Долине Царей, состоит из коридора длиной сто метров, многочисленных комнат и огромной погребальной камеры. Саркофаг Рамсеса реставрировался на протяжении трех лет; работы были закончены совсем недавно. Они проходили под эгидой американской организации — Центра американских исследований в Египте, но, разумеется, при участии Верховного совета древностей. В данном случае реставрация была вызвана острой необходимостью: мумия фараона лежала в двух саркофагах — внутреннем, сделанном из зеленого камня, и внешнем, из красного гранита, -и оба они были очень сильно повреждены.

Команда, в которую вошли египетские, канадские и американские специалисты, два года трудилась непосредственно в гробнице (что было большим новшеством) над восстановлением внутреннего саркофага, расколотого на двести пятьдесят фрагментов. Это был огромный паззл для реставраторов! Однако ученым предстоит сложить воедино еще немало крошечных осколков, потому что от внешнего саркофага на настоящий момент собрано только дно.

Погребальный храм Сети I (отца Рамсеса II) также расположен в Долине Царей, а точнее, неподалеку от Гурны. Он может послужить примером необычайно долгой реставрации: работы здесь ведутся уже больше тридцати лет! Как и в предыдущем случае, они осуществляются иностранной командой — в данном случае, под эгидой немецкого Института археологии. Реставраторы и археологи фактически заново строят весь храм; недавно они закончили восстанавливать главное здание; при этом использовались только оригинальные материалы! В 1971 году, когда работы были только начаты, речь шла о раскопках, а не о реставрации. Этот этап занял около пятнадцати лет, после чего исследователи приступили к реставрации, одновременно с этим составляя инвентарные списки, расшифровывая и фотографируя все найденные объекты.

Большая премьера

Самой впечатляющей операцией ЮНЕСКО по сей день остаются масштабные спасательные работы, проведенные в Нубии в 1968 году, когда благодаря участию международного сообщества удалось собрать 80 миллионов долларов. Эта спасательная операция стала настоящей революцией в истории охраны мирового наследия и имела серьезные последствия: четыре года спустя была принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. Это имело огромное историческое значение, потому что впервые страны мира поняли, что культурное достояние может быть делом каждого.

Благоустройство Эдфу

Эдфу — это пример работ, сочетающих охрану, реставрацию и благоустройство археологического объекта для его подготовки к открытию для посещения туристами. Эти руины, расположенные между Луксором и Асуаном, знамениты своим храмом, который обнаружил Огюст Мариет. Его сооружение было начато в 237 году до н. э. и завершено при отце Клеопатры. К XIX веку храм постепенно занесло песком. Это одно из крупнейших святилищ Древнего Египта. С 1993 года и на протяжении десяти лет здесь проводились работы, включавшие в себя реставрацию храма, реконструкцию ведущей к нему дороги и создание уникального светомузыкального оформления.

Археологам необходимо было должным образом сохранить древний памятник и при этом подготовить его к посещению туристами. В отличие от памятников, расположенных в умеренном климате наших широт, в храме Эдфу зимой посетителей бывает больше, чем летом: около пяти тысяч против двух с половиной тысяч.

Храмы Карнака

В самом центре этих всемирно известных раскопок расположен храм Амона, руины которого занимают внушительную площадь — около двадцати пяти гектаров. Храм стал объектом работ, проводившихся Французско-египетским центром исследований храмов Карнака (CFEETK) в сотрудничестве с Верховным советом древностей. Раскопки Карнака отличаются необычайно высокой активностью: здесь идут реставрационные и исследовательские работы, а также проводится реконструкция на протяжении уже целого столетия. В распоряжение французского центра египетские службы предоставили около ста пятидесяти рабочих, египтологов и реставраторов.

Каждый год министр культуры Египта посещает раскопки вместе с послом Франции, директором CNRS, постоянным секретарем Академии надписей и изящной словесности, чтобы оценить, на каком этапе находятся работы. В ходе раскопок исследователи обнаружили невероятное количество всевозможных древностей. Реставрация этих объектов начинается с внимательного их изучения, чтобы исследователи могли получить исчерпывающие данные о составе скальных пород: дело в том, что их разрушение ставит под угрозу великолепный декор и скульптуры, которые на них покоятся.

Таким образом, чтобы сохранить памятники, необходимо узнать о них как можно больше.

Найденные и очищенные памятники необходимо защитить от воздействия окружающей среды. В Карнакском храме постоянно кипит работа: особое внимание привлекают осирические катакомбы, где с момента открытия было обнаружено двадцать пять тысяч осколков, покрытых росписями, которые один за другим очистили и покрыли защищающим краски составом. Кроме того, ученым необходимо следить за состоянием фресок на каждой стене… Реставратор должен успевать всюду. Реставрация — это возможность узнать много нового об условиях, в которых возводились древние сооружения, и о причинах их разрушения.

Реставраторы и археологи работают рука об руку, причем зачастую реставраторы вступают в игру прежде, чем египтологи полностью прочтут очередной текст или рассмотрят очередную фреску. Их цель — вернуть находке былое великолепие. Реставрационные работы могут быть очень выматывающими физически, потому что зачастую приходится переносить каменные блоки. При раскопках есть камнеобрабатывающая мастерская, отвечающая за реконструкцию и реставрацию памятника; работать здесь — настоящее испытание выносливости!




Родился 21 апреля 1984 года, в городе Одесса. Рос в семье потомственных артистов драмы и театра. Часто бывал…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × 2 =

Наверх