Царские имена

Автор:

В этой статье, посвященной царским именам, мы рассмотрим имена некоторых римских императоров, записанные иероглифами.

После смерти Клеопатры и Марка Антония в Древнем Египте окончательно сменилась власть: он стал полностью римским. Октавиан, будущий император Август, с гордостью заявлял: «Я присоединил Египет к Римской империи». За долгие годы правления этого владыки, как и его преемников, римских императоров изображали в египетских храмах в традиционных образах. На фресках они, как фараоны, совершают подношения и различные обряды в честь египетских богов, и только имена, записанные иероглифами, выдают их иноземное происхождение. В отличие от Птолемеев только семь римских императоров какое-то время прожили в Египте (это сам Октавиан Август, а затем Веспасиан [ноябрь 69 г. — август 70 г.], Адриан [лето 130 г. — начало 131 г.], Марк Аврелий [175-176 гг.], Септимий Север [194 и 199-200 гг.], Каркалла [осень и зима 215 г.] и Диоклетиан [298 г.]).

По случаю этих визитов они заезжали в Александрию, в большинстве случаев посещали могилу Александра Македонского, а также совершали более или менее длительное путешествие по Нилу (в Мемфис, Фивы или Элефантину). В отсутствие императора римскую власть в провинции представлял префект. Римское правительство за незначительными изменениями унаследовало государственные структуры Птолемеев. Однако римляне очень редко прибегали к услугам египетских греков и еще реже — коренных египтян; большинство высших сановников, служивших в Египте, были иноземного происхождения.

Император и фараон

Итак, египтяне признали римских императоров своими фараонами. Однако к этому моменту Римская империя уже не была так стабильна, как прежде. В смутные времена в Египте, как и в других отдаленных провинциях, имя нового императора становилось известно далеко не сразу, и к тому моменту зачастую оказывалось, что он уже убит! Чтобы как-то восполнить отсутствие имени правителя, египтянам приходилось заключать в оба картуша египетский титул «фараон», или же имперские титулы «автократор» и«цезарь». Однако чаще всего вместо имен правящего императора оставляли просто два незаполненных картуша (как, например, в Дендерах).

В Римской империи Египет пользовался особым статусом. Действительно, он являлся одной из богатейших провинций этого государства, поставлявшей в Рим зерно мешками и выплачивавшей огромные налоги. Сенаторам и членам императорской семьи было запрещено посещать эти места иначе, чем по велению государя.

wlkns-G-hapi-dndr-820

Имперская политика оказалась достаточно благосклонна к египетской религии. По всему Египту и Нубии строились многочисленные храмы, пусть и не такие впечатляющие по размерам, как Карнак. Старые святилища перестраивались и расширялись. И только к концу II века н. э. строительство новых памятников было остановлено. К моменту христианизации Римской империи население Египетской провинции уже отчасти приняло эту новую религию, которая постепенно приобретала все большее влияние на земле фараонов. Традиционная египетская религия с трудом держала оборону в нескольких храмах благодаря горстке жрецов и эрудитов, еще способных читать демотическое и иератическое письмо, писать на нем и понимать отдельные иероглифы…

В 380 году император Феодосий (379-395 гг.) приказал закрыть языческие святилища по всей империи. После смерти Феодосия Римская империя была разделена между двумя его сыновьями: Гонорием (395-423 гг.), ставшим императором Запада, и Аркадием (395-408 гг.), сделавшимся императором Востока; к Аркадию отошел и Египет.

Лишь в 535 году н. э., при императоре Юстиниане (527-565 гг.) храм Исиды на острове Филы был окончательно закрыт. Культ этой богини продолжал существовать так долго, несмотря на императорский запрет, по политическим соображениям. Действительно, император Диоклетиан (284-305 гг.) дал особое разрешение народам южной части Египта (нобадам и блеммиям), почитавшим Исиду, приходить поклоняться этой богине на ее острове Филе и даже на некоторое время забирать с собой ее статую. Взамен эти народы дали зарок не совершать больше грабежей на юге Египта. Так что поддержание культа Исиды позволило обеспечить мир на южной границе империи на протяжении еще полутора столетий.

Юстиниан, желая окончательно обезопасить эту местность, попытался обратить нобадов в христианскую веру. Но, в конечном счете, крестить нобадского короля удалось патриарху Александрии… Храмы острова Филе не были разрушены, как многие другие египетские святилища: вместо этого их превратили в церкви. Рельефы с изображениями языческих божеств и фараонов были сбиты или покрыты толстым слоем штукатурки, на которой художники изобразили христианские сюжеты.




Родился 21 апреля 1984 года, в городе Одесса. Рос в семье потомственных артистов драмы и театра. Часто бывал…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать + восемь =

Наверх