Змеи: страх и поклонение

Автор:

Змеи были для древних египтян чем-то повседневным, люди привыкли к опасности, исходящей от них. Если же говорить о символике, то змея считалась воплощением царской власти и в то же время образом многих богов, в том числе и чудовищного Апопа.

Фауна Древнего Египта насчитывала множество видов змей. Египтяне очень рано научились укрощать самых опасных из них и с выгодой использовать в повседневной жизни. Среди ядовитых змей наиболее распространена была, несомненно, кобра, которая, питаясь грызунами, цыплятами и яйцами, обитала не только в полях, но и в деревнях. Поскольку это пресмыкающееся ползает совершенно бесшумно, оно заставало крестьян врасплох. Если же те делали какое-то резкое движения, кобра немедленно наносила смертельный укус, и жертва умирала от удушья.

После кобр самыми ядовитыми змеями Древнего Египта были гадюки. У них длинные зубы, которые впрыскивают в тело яд, как шприцом, и под его воздействием клетки разрушаются. Однако гадюки не были так опасны для египтян, потому что они жили вдали от городов, чаще всего, в пустыне, так что их жертвами становились только кочевники, торговцы и караванщики, путешествовавшие по здешним тропам. Зарывшиеся в песок змеи становились невидимы для невооруженного глаза и представляли нешуточную угрозу. Рогатая гадюка, одна из самых опасных, была иероглифом для звука «ф».

Змеи и силы зла

Чтобы защититься от повседневной опасности, которую представляли для человека змеи, древние египтяне прибегали к разным средствам, относившимся скорее к области магии и суеверий, нежели к медицине. Так, они обращались за помощью к богам, ставя перед своими домами магические стелы, которые должны были сражаться со змеями, силами зла, и защищать жителей. В пустынях также стояли магические стелы с изображениями богов, борющихся со всевозможными опасными созданиями природы. В этой области главным «специалистом» считался Гор, который, живя в болотистой местности, научился бороться со змеями, крокодилами и скорпионами.

Стелы изображали его сражающимся с этими агрессивными животными, и путешественники, вылив воду на камень, собирали ее и использовали как лекарство. Кроме того, они обвешивались многочисленными амулетами с магическими заклинаниями, которые должны были спасти их от смертельного яда во время странствий. На случай, если все эти защитные меры по какой-то причине не сработают, египтяне изобрели различные лекарственные средства для лечения укусов. В частности они прибегали к наложению на укус экскрементов или лечебных растений.

Итак, древние египтяне связывали змей со злыми силами и именно в образе змей изображали демонов, населяющих сумрачный загробный мир и плюющихся ядом в тех несчастных, кто не знает заклинаний, которые позволяют их укротить.

Апоп — чудовищный бог тьмы

В мифологии Древнего Египта был один бог, изображавшийся в виде змея чудовищных размеров, Апоп. Иногда он принимал также обличье дракона. Апоп был заклятым врагом Ра, солнечного бога, и являлся своего рода персонификацией злых сил, таящихся во мраке. Боги неизменно прогоняли его, но не могли убить, и каждый день он вновь появлялся из тьмы, чтобы напасть на солнечную ладью, и каждый раз терпел поражение и возвращался в «небытие». Целью его бесконечных атак, воплощающих все враждебное богам, было уничтожить их творение и вернуть мир к состоянию первичного хаоса, остановив ход времени.

egip16

Богини-змеи

Богиня-покровительница Нижнего Египта, Уаджит, традиционно изображалась в виде кобры под названием урей, которая украшала корону Египетского царства и оберегала фараона, когда тот носил ее на своем челе. Уаджит считалась защитницей красной короны Нижнего Египта, и эту роль она разделяла с богиней-грифом Нехбет, покровительницей Верхнего Египта. Подобно Сехмет и Тефнут Уаджит была также оком Ра. По легенде, она могла уничтожить врагов царя своим огненным дыханием. Вотчиной ее был Буто, название которого в буквальном переводе означает «владение Уаджит»: город, расположенный на западе Дельты, на краю болот. Ее имя, означающее «зеленая», древние греки трансформировали в «урейос», греческое название змеи.

В образе кобры могла появляться и другая богиня, хотя чаще всего она принимала обличье скорпиона с головой женщины. Речь идет о Меритсегер, или Мерсегер, чье имя переводится как «любящая безмолвие». Местность, где ей поклонялись, была расположена в Долине Царей, неподалеку от Фив. Действительно, египтяне верили, что эта богиня живет в фиванских горах, откуда и пошло ее второе имя, «госпожа вершины», сверхъестественные силы которой она воплощает. С особым рвением Меритсегер молились жители поселения Дейр-эль-Медина, основанного рабочими, которые строили царские гробницы. Ее задача — поражать преступников своим смертельным ядом. Однако Меритсегер могла проявить великодушие и исцелить рану, которую нанесла человеку — разумеется, при условии, что тот раскаялся.

ИГРА В ЗМЕЮ

Игра в змею, иди мехен — это одна из самых древних известных нам игр, распространенных в Египте. Археологи обнаружили в гробницах не меньше пятнадцати ее экземпляров, а также шесть изображений на стенах захоронений. Название ее упоминается лишь в нескольких надписях. Для игры использовалась игральная доска в виде свернувшейся змеи, откуда и ее название, «мехен». В спирали, образованной телом пресмыкающегося, насчитывалось разное количество кругов, разделенных на выпуклые секции и углубления. Число ячеек зависело от размера доски мехен: их могло быть от тридцати до пятисот.

Фишки делились на две группы по цвету. Полный набор фишек включал в себя фигурки трех львов, трех львиц, а также тридцать шесть шариков. Очки, которые определяли продвижение фишек, разыгрывались метанием трех палочек с зеленой и белой сторонами. Эта древнеегипетская игра с фишками, изображающими львов и львиц, напоминает игру в гиену, в которую по сей день играют в Судане.




Родился 21 апреля 1984 года, в городе Одесса. Рос в семье потомственных артистов драмы и театра. Часто бывал…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять + тринадцать =

Наверх