Красное и Средиземное моря были для египтян дорогой во внешний мир. Что в море пугало их, чего они ожидали от него? Как они путешествовали по морю? Какие земли посещали во время своих экспедиций египтяне?
Древние египтяне имели выход к двум морям — Красному и Средиземному. Щедрое и плодородное море давало им свои дары, которые казались неиссякаемыми. Но оно могло быть и пугающим, ведь именно с моря на Египет нападали захватчики. Море всегда пробуждало в человеке мечты -это открытое, безграничное пространство, место легендарных экспедиций.
Египтяне-мореплаватели
А точнее, как в те времена выглядели египетские корабли? Мы должны быть благодарны этой потрясающей цивилизации, ведь она подарила нам первое изображение корабля в истории человечества. Это изображение было обнаружено на раскопках Иераконполя. Оно датируется древнейшей эпохой: примерно 5000 г. до н. э. На нем мы можем увидеть судно с сильно наклоненной вперед мачтой, которое, по-видимому, управлялось при помощи весел и паруса. Нам известно, что эта простейшая модель корабля использовалась на протяжении нескольких веков в эпоху Древнего царства.
Типичный египетский корабль может показаться нам чрезвычайно простым. Действительно, суда того времени были полностью лишены киля, у них не было настоящих носа и кормы, не было и ахтерштевня. Иными словами, они представляли собой лодки со слегка приподнятыми оконечностями, построенные из досок, скрепленных вместе при помощи колышков, которые входили в пазы в форме ласточкиного хвоста.
Прочность этой конструкции придавали веревки. Хотя на вид она была очень ненадежной, на самом деле египтяне все предусмотрели: когда корабль спускали на воду, древесина разбухала, и доски оказывались плотно подогнанными друг к другу, что обеспечивало водонепроницаемость. Паруса имели квадратную форму. Когда ветер был слишком слаб, моряки шли на веслах. Несколько лет назад исследователи построили корабли, в точности соответствующие найденным изображениям, чтобы проверить на практике, были ли они на самом деле способны плыть, особенно во время сильного волнения. Вопреки тому, что вы могли бы предположить, эти корабли достигли Тихого океана, и, вместо того чтобы расколоться, как скорлупки, легко преодолели все шторма.
Нам известно также, что корабли, предназначавшиеся для выходов в открытое море, могли достигать впечатляющих размеров — порядка шестидесяти метров. В таком случае, чтобы две оконечности корабля не обвалились, их нередко соединяли между собой. К примеру, во времена масштабных экспедиций царицы Хатшепсут, корабли, предназначавшиеся для дальних плаваний, были сильно приподняты с обеих сторон, а довольно высокая мачта была снабжена двумя реями. Два весла с каждой стороны от кормы служили рулем.
Военный флот
Как можно догадаться, у Древнего Египта был свой военный флот на Средиземном море. Мы не знаем точно, в каких портах были пришвартованы эти корабли, зато нам известно, что, когда на Египет напали «народы моря», фараоны из династии Рамсесов не потеряли власть именно благодаря своему мощному флоту. В годы правления Рамсеса III на Дельту обрушились полчища завоевателей, которые плыли на устрашающих кораблях с птичьими головами на носу. Однако фараон проявил должную осмотрительность и спрятал свои суда в рукавах Нила. Это была впечатляющая победа: когда враги обратились в бегство, их атаковала египетская пехота, укрывшаяся на берегах реки. Таким образом, как мы понимаем, военный флот был драгоценным инструментом для фараонов, одним из символов их власти и одной из составляющих национального величия.
Тяга к просторам
Первые путешествия по морю восходят к Додинастической эпохе, то есть примерно к 3500 году до н. э. Историки полагают, что уже при V династии, в годы правления фараона Сахура, египтяне отваживались на первые дальние плавания: именно тогда они открыли край Пунт (который, вероятно, соответствует побережью Сомали). Кроме того, нам известно, что при фараоне Снофру, то есть около 2600 года до н. э., египетский флот насчитывал, по меньшей мере, сорок кораблей; он перевозил древесину для торговых обменов с Финикией (Библом). Однако следует уточнить, что первые путешествия древних египтян на самом деле были не слишком дальними. Затем, после падения XII династии, морские экспедиции стали проводиться все реже и реже, пока не пришла пора славной XVIII династии и путешествий, организованных царицей Хатшепсут.
Хвалы Хатшепсут
Путешественникам, оказавшимся в Луксоре, стоит посетить храм Дейр-эль-Бахри, чтобы увидеть настоящий графический роман из барельефов, прославляющих приключения кораблей, посланных в экспедицию царицей Хатшепсут. Сам Амон восхваляет египетскую царицу: «Диковины, которые во времена твоих отцов, царей Нижнего Египта, привозились оттуда, препоручались сначала одному гонцу, затем другому, и так было заведено с незапамятных времен, которые видели предки царей Верхнего Египта; в обмен им давали бесчисленные дары. И никто никогда не получал их иначе, чем через гонцов». Действительно, Хатшепсут не только привезла из легендарной земли Пунт ладан и мирру: она наладила торговые отношения между Египтом и Индией через Красное море.
Эти морские путешествия продолжались при XIX и XX династиях. Похвала Амона доказывает, что в те времена подобное путешествие считалось настоящим подвигом. Что касается земли Пунт, то это наполовину легендарный, наполовину реальный край. С течением времени его расположение могло меняться, потому что древние египтяне, вероятно, называли этим именем разные земли. Так что мы можем только предполагать, о чем идет речь: этот край мог быть расположен в районе современных Сомали и Эритреи, потому что археологи обнаружили там многочисленные руины римской и эллинистической эпох.
Целью этих экспедиций было заполучить ценное преимущество: монополию на торговлю пряностями. За нее боролись многие страны; исключительное право на торговлю кофе, ладаном и другими товарами приносило огромную прибыль. Незадолго до расцвета XVIII династии морское сообщение с далекими землями через Красное море прервалось, и, чтобы раздобыть мирру, ладан и драгоценные камни, египтянам приходилось обращаться к химьяритским торговцам, которые назначали очень высокую цену за посредничество.
Финикийцы, владыки моря
Впервые присутствие финикийцев на Красном море было отмечено в X веке. Вскоре их экспедиции, организовывавшиеся по инициативе фараонов, достигли земель, о существовании которых прежде не было известно: побережья Персидского залива и Восточной Африки. Через некоторое время финикийцы (и только они одни) получили разрешение свободно путешествовать по Красному морю и селиться в долине Нила: египетские правители были очень в них заинтересованы, как в больших знатоках мореплавания.
Одна из величайших загадок прошлого
Истории, рассказанные Геродотом, нередко вызывают вопросы у исследователей. Так, например, греческий историк упоминает о доблестных деяниях фараона Некао, который якобы построил великолепный флот триер. Проблема в том, что мы не знаем, о каком типе кораблей идет речь, была ли это чисто египетская модель, или же просто копия греческой триеры?
Однако не этот момент вызывает у египтологов больше всего вопросов. Геродот рассказывает также о путешествии, организованном тем же фараоном, о таинственной экспедиции, которая и по сей день остается одной из величайших загадок прошлого. Древнегреческий историк сообщает, что по распоряжению фараона Некао около 600-595 года один финикийский капитан отправился в дальнее плавание вокруг Африки. Он двинулся в путь из Суэца и, двигаясь с востока на запад, обогнул континент, вернувшись в Египет через Гибралтар. Если его рассказ — не вымысел, то этот человек был первым, кто совершил путешествие вокруг Африки! «Финикийцы, начав с Красного моря, пересекли южное море (Индийский океан, Аравийское море)… Пространствовав так на протяжении двух лет, на третий год они обогнули Геркулесовы столбы и добрались до Египта.
Они рассказывали о вещах, которые одним казались правдоподобными, а другим, в том числе и мне — неправдоподобными, например, что, когда они огибали Ливию, солнце было по правую руку от них. Так впервые была открыта Ливия». Если это путешествие — не легенда, значит, речь идет об уникальном опыте первооткрывательства! Тайна остается таковой, и этому способствует тот факт, что финикийцы намеренно оставляли очень мало информации о своих экспедициях; они до последнего скрывали время своего отправления, а по возвращении не рассказывали ничего об увиденном.
НА БЕРЕГУ КРАСНОГО МОРЯ
С запада Древний Египет ограничивала пустыня Сахара, а с востока — другая неприступная преграда: между Нилом и. Красным морем раскинулась пустынная местность, настолько труднодоступная, что ее выбрал в качестве укрытия святой Антоний, искавший уединения. Питьевые источники здесь очень редки, а оазисы — еще реже, однако эти земли неизбежно приходится пересечь, чтобы добраться до портовых городов Красного моря, в частности, до Кусейра и Береники, откуда моряки отправлялись в дальние экспедиции.
Египтяне контролируют торговые пути
Нам мало что известно о крупных портах, расположенных на побережье Красного моря — Беренике, Кусейре, Сафаге…
В 1976 году на территории одного из храмов Сафаги (древнего города на берегу Красного моря) археологи обнаружили руины египетского порта, который был очень активен во времена XII династии. Кроме того, они извлекли на свет находки, позволившие говорить о том, что город осуществлял эту функцию и при XXV династии. Порт Сафаги сохранял свою активность и во времена персидского господства. А в Беренике и Кусейре были обнаружены руины римской эпохи.
Через них проходили все товары, перевозившиеся из Африки в Индию; они были важнейшими перекрестками торговых путей. К тому же именно из этих городов Птолемеи правили своей державой. Цари из этой династии продолжили исследовать моря; Египет продвинулся еще дальше в годы правления Птолемея II Филадельфа, который открыл на Красном море новые порты и связал их с Нилом великолепными дорогами. Именно этот правитель поручил Аристотелю и Пифагору исследовать берега Хиджаза.
Сокровища Красного моря
Красное море необычайно богато. Его прозрачные воды скрывают дно удивительной красоты. Здесь водятся всевозможные виды рыб, одна другой краше и крупнее (остерегайтесь акул!), а также красные кораллы, которых в Красном море особенно много. Достаточно поздно, начиная с эпохи Птолемеев, египтяне начали добывать жемчуг: этим нелегким ремеслом, чтобы не сказать, ужасным трудом, они продолжат заниматься на протяжении долгих веков. Кстати, акулы в Египте были достаточно нередким явлением, и нападение в Египте акул было делом обычным.
В те времена, когда Египетское царство уже превратилось в жалкое подобие былой державы, Римская империя, под чьим господством оно находилось, скупала товары с Востока, символы роскоши и экзотики. И египетские торговцы, невзирая на все опасности, бесстрашно совершали путешествия в новую столицу мира, Рим, чтобы распродать богатым римлянам свой драгоценный груз.
ОПАСНОСТЬ, ПРИШЕДШАЯ С МОРЯ
«Народами моря» историки традиционно называют народности с островов Эгейскою моря. Среди них были данайцы, ахеяне, ливийцы, яикийцы, филистимляне, этруски… Вытесненные завоевателям! 11 шдоевропейского происхождения, они прибыли сюда между XIII и XII веками до н. э. Они пытались захватить египетские земли при фараонах Мернептахе, Рамсесе II и Рамсесе III. Ливийские земли также были целью экспедиций; известно, что, начиная с Тинитского периода, против них отправляли военные 9″да, потому что они представляли серьезную угрозу для Египта. Кстати, XXII династию основал ливийский принц Шешонк I, который возглавлял войско наемников, сражавшихся за фараонов.