Египет, около столетия находившийся под господством персов, которые основали XXXI династию, принял Александра как освободителя и провозгласил его фараоном. Ведь по одной из легенд юный царь Македонии был сыном Нектанеба II, последнего египетского фараона!
Александр осадил Газу, столицу филистимлян, крепость, которую во имя персидского правителя Дария защищал евнух Батис Бабемес. Царь Македонии был тяжело ранен в сражениях, и неожиданный отпор, который дал ему Батис, привел его в бешенство. Но после ожесточенных боев крепость пала, и героический наместник города был предан страшной казни. Александр приказал проколоть ему пятку и продеть в отверстие бронзовое кольцо, за которое он привязал несчастного к своей колеснице. И поскакал во весь опор, таща за собой тело еще живого Батиса…
Прислушавшись к мнению своих советников, Александр выступил к границе Египта. За некоторое время до этого он приказал нагрузить корабль ладаном, который нашел в хранилищах Газы, и послал его в Македонию в подарок своему наставнику, греческому философу Аристотелю.
Александр поселяется в Мемфисе
Чтобы добраться до Пелузия, города, стоящего на самом восточном рукаве Нила и являющегося воротами в Египет, Александру понадобилось около недели. Пока его флот шел вдоль берега, царь, возглавив свою пехоту, двинулся по суше. Наконец в Гелио-поле, городе солнца, неподалеку от великих пирамид, чьи массивные силуэты возвышаются над плато Гизы, флот и армия воссоединились. Александр вступил в Мемфис и разместил здесь свое войско.
Египет ждал его с нетерпением. Местные жители, которым персидское господство причинило столько бед, встретили как освободителя того, кто избавил их от ненавистных захватчиков. Александр был не только завоевателем: он был одаренным политиком, настоящим дипломатом. Он прекрасно понимал, какое значение в Египте имеет религия, так что первой его заботой было завоевать расположение духовенства. К слову, для македонца боги, которым поклонялись египтяне, — Амон, Исида, Осирис — не были чужими.
В качестве первого жеста религиозного характера, призванного успокоить волнения, Александр принял участие в жертвоприношении быку Апису. Со своей стороны жрецы (проявившие большую активность) провозгласили, что фараон, которого так ждали после почти столетия чужеземного господства и после десяти лет без правителя, наконец-то пришел. И вот в назначенный день Александр был коронован и провозглашен фараоном.
Торжественная церемония коронации была проведена в присутствии узкого круга посвященных в храме Птаха, бога, покровительствующего деятельности людей любого рода. Первым делом великий жрец Птаха и его многочисленные помощники помогли Александру разоблачиться. Тело будущего фараона было умащено священными маслами в местах, которые согласно представлениям древних египтян являются сосудами силы, ума и воли. Затем он был облачен в царские одежды, а шея и руки украшены освященными атрибутами власти; его подвели к трону Птаха и пригласили взойти на него.
Именно тогда Александр надел одну за другой все короны, которые символически передали ему власть над всей страной. Первой была корона бога Гора, а затем -венец Амона-Ра, украшенный солнечным диском. Потом на голову фараона возложили белую корону Южного Египта, а за ней — красную корону Севера. Последним стал царский венец, объединяющий две короны в одну. В руках Александр держал все атрибуты власти фараона: жезл и крест жизни.
По всему храму разлился тяжелый аромат ладана, и жрецы громко произнесли все имена фараона. Эти имена отныне навечно будут запечатлены в камне храмов и всех сооружений, которые царь построит за годы своего правления: «Царь-ястреб, владыка победы, царь-тростник и царь-пчела, возлюбленный Амона, избранник бога солнца, Александр, повелитель двух земель и владыка восхождений, наделенный вечной жизнью, подобно богу солнца, навеки веков».
Поцелуй преемственности власти
Когда в храме зазвучали торжественные песнопения, Александр распростерся ниц перед статуей Нектанеба II, последнего египетского фараона. Приложившись губами к устам каменного изваяния, новый владыка принял дыхание своего предшественника, который тем самым символически сделал его наследником, чтобы сохранить преемственность власти. На следующий же день после своей коронации Александр созвал придворных архитекторов и приказал им немедленно заняться восстановлением всех фиванских храмов, разрушенных или разграбленных персидскими захватчиками, чтобы к культу Амона вернулось его былое величие.
Еще через несколько дней деятельный правитель покинул Мемфис и поднялся вверх по течению Нила на север, к Средиземному морю. Именно там, у самого берега он решил основать приморский город, которому суждено было затмить своей красотой и активностью все остальные портовые города Средиземного моря, — Александрию. Он очень удачно выбрал место для своего города, потому что остров Фарос был прекрасным природным волнорезом. Надежно защищенный от штормов, новый большой порт мог спокойно расти и развиваться.
Величественным движением Александр скинул с себя просторную белую мантию и бросил ее по ветру. На том самом месте, где она опустилась на землю, он приказал основать Александрию. Александр пожелал, чтобы стены будущего города повторяли очертания следа, оставленного на песке его мантией. Он распорядился проложить через новый город улицу сто футов шириной — Канопийскую дорогу. Правитель собственнолично указал, где должны быть сады, театры и дворцы. Портов предполагалось построить два: один торговый, а другой для военного флота. И наконец, на острове Фарос Александр приказал построить прямоугольную башню маяка из белого мрамора с восьмиугольным навершием. Костер, который каждую ночь будут разжигать на вершине маяка, будет указывать путь кораблям во мраке.
Основав Александрию, правитель продолжил свой путь на запад, следуя вдоль берега. Эта дорога вела в Ливию, где под безжалостными лучами солнца до горизонта простирались пески. Александр и сопровождавшее его маленькое войско шли десять дней в направлении заходящего солнца, после чего повернулись спиной к побережью и двинулись прямо на юг. Следующие десять дней они углублялись в пустыню. Здесь они попали в песчаную бурю, которая застала их врасплох, ослепила и засыпала все тропы. Наконец, после долгих часов скитаний, они выбрались на вершину дюны, откуда увидели, что у самых их ног раскинулся чудесный сад. Это был оазис Сива, тот самый, который они искали, восхитительный оазис, где били сто двадцать восемь источников с разноцветными, белыми и совершенно прозрачными водами. Теплая голубоватая вода текла в источниках с высоким содержанием соли, желтая была насыщена серой, а красную окрашивали окислы железа.
АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ — СЫН НЕКТАНЕБАII?
Одной из причин, объясняющих радость, с которой египтяне встретили Александра, и готовность, с которой они провозгласили его своим фараоном, была, вероятно, одна очень распространенная в ту пору легенда. Она гласила, что Нектанеб II, последний египетский фараон, в год рождения Александра отправился в Македонию и был тайно приглашен в спальню Олимпиады, матери правителя. От этой недолгой связи якобы и родился царь Македонии и будущий фараон Египта. Когда же во время коронации новый правитель поцеловал статую своего предшественника, этот ритуальный жест был истолкован как посмертный сыновний поцелуй, что только укрепило легенду.
Жрецы называли его «сын мой»
Никто из фараонов до Александра, за исключением разве что одного, не бывал в оазисе Сивы, где прорицатели получали божественные откровения.
Отсюда они посылали свои оракулы царям, однако те не приходили сюда сами. Так что Александр стал одним из первых, если не единственным, кто переступал порог храма Амона. Этот храм, утопающий в зелени пальм и оливковых деревьев, был так надежно укрыт, что его было почти невозможно заметить со стороны, и солнечные лучи почти не достигали его стен. Жрецы с выбритыми головами, одетые в белое, встретили Александра, которого они называли «сын мой», изъясняясь, к огромному удивлению правителя, на чистейшем греческом! Великий жрец, первый пророк оазиса Сивы, объяснил ему тогда, что он много странствовал и бывал в храмах Греции, а также посетил немало святилищ и в других странах. Затем царь был приглашен в святая святых храма, чтобы получить пророчество от самого бога.
То, что говорилось между жрецами и фараоном в этом священном месте, осталось тайной для всех, потому что свидетелей их беседы не было; никто так и не смог ее разгадать. Быть может, правитель узнал в тот день о своем божественном происхождении… Быть может, оракул посулил ему успех и славу…
Александр вернулся в Мемфис, где он разместил свой двор. Своей основной задачей он видел реорганизацию страны, в которой персидское господство оставило глубокий след. В каждой провинции были назначены наместники, каналы были восстановлены, общественные и религиозные сооружения — отреставрированы, снова начали развиваться торговля и обмены. Ученые из свиты Александра рассказали ему о сезонных дождях и об их влиянии на разливы Нила. Фараон приказал отловить образцы фауны, чтобы отправить их Аристотелю, который работал над общим трудом о животных. Александр никогда не забывал о том, что является представителем цивилизации, которую он считал превосходящей все прочие. Его амбиции питались намерением укоренить эллинизм в долине Нила. Он повсюду разместил своих чиновников и преданных ему офицеров, как в гражданской сфере, так и в армии. Необходимо было создать благодатную почву для греков, которые после него останутся в Египте…
Одна из величайших империй в истории
Правитель не забывал и о том, чтобы устраивать великолепные празднества, во время которых египетский народ мало-помалу знакомился с греческим искусством благодаря прибывшим вместе с армией художникам. Во время одного из таких праздников с водными играми юный Гектор, сын Филоты, первого полководца Александра, утонул в Ниле. Царь приказал устроить пышные похороны, которые в свою очередь стали поводом для других торжественных церемоний, совершавшихся согласно традиции в честь приближенных владыки после смерти.
Но горизонт уже не был безмятежным: на западе собрались большие черные тучи, предвещающие новые невзгоды. Дарий вновь объединил силы. Персидская империя собрала войска, целые армии, выступившие в поход и наводнившие все провинции. Весной 331 года до н. э. Александру пришлось двинуться в путь, чтобы выбрать и занять наиболее выгодные позиции для встречи с врагом. Весь Египет молился богам, прося их о победе для своего фараона. Тот же не мог знать, что отправляется, чтобы завоевать одну из величайших в истории империй от Средиземного моря до Инда, и что никогда не вернется в Египет.
АЛЕКСАНДР В ХРОНОЛОГИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Период, который историки называют Поздним, предшествует македонской эпохе. XXX династия, правившая приблизительно в 380-341 годах до н. э., была династией последних египетских фараонов. К ней относятся три правителя: Нектанеб I, Тахос и Нектанеб II. XXXI династия стала второй персидской династией. К ней относятся Артаксеркс III, Арсес, Дарий III и Хабабаш. Конец этой династии приблизительно датируется 333 годом до н. э. Затем начался македонский период (332-305 гг. до н. э.) с Александром Македонским, Филиппом Арридеем и Александром IV. А за ним пришел черед династии Птолемеев, правившей до 30 г. до н. э.