Эти чужеземные завоеватели воспользовались смутными временами, чтобы захватить часть территории Египта. Война, которую вел против них фиванский наместник Яхмос, завершилась освобождением страны и легла в основу эпоса о начале Нового царства.
Не знаю, по какой причине, но нас постигла божественная кара…» Этими выразительными словами историк Манетон начинает свой рассказ о гиксосских завоевателях в истории, которую им посвящает. Этим завоевателям удалось сохранять власть над египетскими землями между Средним и Новым царствами, во время II переходного периода, т. е. с 1730-го по 1580 год до н. э. Две гиксосские династии последовательно правили Египтом: XV династия, которую называли также «Великими гиксосами», и XVI династия, которую называли «Малыми гиксосами». Можно с уверенностью утверждать, что они были иноземного происхождения.
Говорят, будто они пришли в Египет из Азии. Манетон называет их «пастухами», неверно толкуя слово «гиксосы» — искаженное древними греками египетское словосочетание «хекау хасу», то есть «владыки из чужих земель». Хотя их точное происхождение остается загадкой, существует множество гипотез на этот счет. Согласно одной из них, гиксосы были племенем, перекочевавшим из Малой Азии, а именно из Месопотамии и Ирана, в сторону Ханаана, а оттуда — в сторону дельты Нила.
Начало завоевания
Проникновению гиксосов в Египет способствовала политическая ситуация в стране, внутренняя слабость, которая, как это часто случается, оставила границы без защиты. Также этому благоприятствовало переселение народов, менявшее карту Азии в 1700 годы до н. э. и постепенно приобретавшее все большие масштабы. Действительно, непрерывный приток азиатской рабочей силы, особенно во времена правления Аменемхета III (1850-1800. до н. э.) и позднее, нарушил демографический баланс на севере. Гиксосы к тому моменту уже на протяжении нескольких поколений жили в Дельте и воспользовались переселением народностей Ближнего Востока, чтобы упрочить свое влияние и захватить власть. Следует уточнить, что северо-восточная часть страны, то есть дельта Нила, являлась наиболее уязвимой территорией Египта. Первое вторжение гиксосов произошло между 1730 и 1720 годом до н. э. В эти годы они захватили власть над частью Дельты, откуда начали совершать нападения, продвигаясь на юг.
Обосновавшись сначала на приграничной территории, расположенной на востоке, они постепенно создали настоящее царство со столицей в городе Аварисе, или Хут-Урете («великий дворец»). Они превратили это поселение в надежно укрепленный город. В результате ряда нападений, за период, примерно равный половине века, гиксосы из Авариса захватили всю дельту Нила до территорий к северу от Гелиополя. Однако это захват происходил скорее мирным путем. Гиксосы просто поспособствовали расколу в стране, и прежнее правительство было вынуждено отступить на юг. Это царство, Южный Египет, к тому моменту включало в себя всего лишь восемь номов, расположенных между Элефантиной и Абидосом. И тогда гиксосские правители провозгласили себя полноправными фараонами Египта.
Династия гиксосов
Хронология этого периода очень сложна, и в ней много неясностей. Манетон перечисляет имена тридцати четырех владык, которые правили южным царством, в то время как в списках хроник названо сто семьдесят шесть гиксосских царей, которые правили на севере чуть меньше двух столетий. На самом же деле две параллельные династии — фиванская династия и династия гиксосов — правили Египтом одновременно. Династия гиксосов, в свою очередь, традиционно разделяется еще на две династии: XV и XVI (1730-1580 гг. до н. э.). Некоторые из этих государей особенно отличились за годы своего правления, например, некий Салитис, который принадлежал к династии Великих гиксосов, чьей столицей был Аварис, город в восточной части Дельты. Салитис царствовал двадцать лет, по всей очевидности, из Мемфиса. Его царство включало все земли дельты и долины Нила до самого Гебелена, включая караванные тропы, что позволило ему обеспечить надежное сообщение с нубийскими союзниками.
Такое положение дел сохранялось до воцарения Апопи I. Этот гиксосский фараон делегировал часть власти одной из династий своих вассалов, которых Манетон ошибочно называет XVI династией. В то же время самовольный вассал Салитиса по имени Якуб-Хар правил примерно на протяжении восемнадцати лет. Он поддерживал хорошие отношения с тремя царями Фив, которые стали преемниками Сехемра-Уакхара-Хотепа. Речь идет об Иниотефе V (Древнем), Иниотефе VI и Собекемсафе II, самом известном из представителей XVII династии. Преемник Якуб-Хара, правитель по имени Хиан (Сеусеренра) принадлежит к династии, которую некоторые исследователи называют Малыми гиксосами.
ГИКСОСЫ В МУЗЕЕ МЕТРОПОЛИТЕН
В нью-йоркском музее Метрополитен хранятся некоторые великолепные экспонаты, датирующиеся этим периодом. Среди прочего; здесь можно увидеть потрясающую золотую корону, которая украшена головами животных (газелей), перемежающихся цветами. Также в этом музее находится прекрасное ожерелье из золота и фаянсовых бусин, которое, по всей очевидности, принадлежало гиксосской принцессе.
Вклад гиксосов
В соответствии с национальной традицией гиксосы изображаются кощунственными и жестокими варварами, которые сжигали деревни, истребляли местных жителей, уничтожали храмы и поклонялись только своему богу, которым был Сет. Однако это лишь одна из версий событий: свидетельства современников редки и, в основном, излагают фиванскую точку зрения на происходящее. Стоит относиться к этим рассказам с осторожностью.
Историки, естественно, придерживаются более критического подхода, подвергая сомнению все эти рассказы и учитывая свидетельства, которые изображают завоевателей с большей беспристрастностью. Следует отметить, что, в отличие от других завоевателей, гиксосы довольно хорошо вписались в жизнь египтян и, более того, они приняли существующий политический строй.
Вместо того чтобы разрушать египетские институты власти, они переняли некоторые традиции, например, сохранили имена фараонов и их титулы: так, гиксосские фараоны, как и египетские, включали имя бога Ра в свое тронное имя. Что касается религии, то они приняли некоторых египетских богов, особенно тех из них, кто имел отношение к богу Авариса, Сету. Его они отождествляли со своими богами Сутехом и Баалом. И наоборот, гиксосские боги, Баал и Астарта, были включены в древнеегипетский пантеон.
Кроме того, гиксосы сохранили культ Ра. Религиозные власти довольствовались тем, что подчеркивали семитское происхождение этих божеств. Однако, несмотря на такую ассимиляцию и невзирая даже на то, что гиксосы переняли иероглифическое письмо, они сумели сохранить свою собственную культуру и образ жизни. Они принесли в Египет новое холодное оружие (топоры, железные кинжалы), а также использование лошадей и колесниц, тем самым сделав существенный вклад в повседневную и экономическую жизнь страны. Отныне в плане военного могущества египтяне могли на равных состязаться со своими соседями. Это, конечно же, не могло не повлиять и на искусство, потому что египетские ремесленники, особенно художники, постоянно включали этот новый мотив в свои произведения.
Тем не менее, гиксосы не повлияли на египетское искусство настолько, чтобы можно было говорить о гиксосском стиле. Действительно, они не поощряли его развитие и не тратили больших средств на создание новых произведений, как это делали египетские фараоны, а напротив, присваивали себе существующие статуи, например, например, монументальных сфинксов царей Среднего царства, установленных в Танисе. По-видимому, гиксосские фараоны сыграли роль катализатора, обеспечив непрекращающееся развитие в различных сферах жизни, не вызвав при этом никаких кардинальных перемен.
Национальная реакция
Прошло немало времени, прежде чем египтяне объединились против гиксосов. Однако, в конце концов, один из представителей фиванской династии, Яхмос, собрал достаточно сторонников, чтобы изгнать этих завоевателей и успешно сразиться с их союзниками, нубийцами, на юге. В традиционной версии этой истории Яхмос представлен как освободитель Египта и основатель XVIII династии (несмотря на то что он был наследником своего собственного брата, что обычно не являлось причиной для создания новой династии).
Яхмос взошел на трон в очень юном возрасте, поэтому в первые годы правления его заменяла регентша, мать фараона, царица Яххотеп. Яхмос также знаменит тем, что его женой была Яхмос-Нефер-тари, первая царица, которая удостоилась имени своего божественного супруга и которая играла роль большую, нежели просто советница. Муж позволил ей стать «той, что правит во главе Обеих Земель». Более того, Яхмос-Нефертари временно носила титул второго служителя Амона, хотя эту должность традиционно занимали только мужчины.
Яхмос начал свою освободительную войну с того, что захватил город Бухен, который удерживали нубийские соседи. Он восстановил свою власть над югом страны, а Нубия с этого момента была передана наместнику, слуге Яхмоса по имени Тура. Эта первая победа в Бухене пробудила национальный дух в египетском обществе. Фиванский правитель воспользовался этими настроениями, сделав свою борьбу против гиксосов настоящей религиозной войной, священным долгом.
Яхмос назвал себя посланником бога солнца, который якобы призвал его прогнать врагов с земель Нила и потребовал, чтобы он восстановил порядок в Египетском царстве, выступив против сил хаоса. Воспользовавшись своей победой, Яхмос двинулся на гиксосов. Он отвоевал у них Гелиополь и Силе, и продвигался дальше до тех пор, пока его войско не окружило столицу гиксосских завоевателей, Аварис. Через некоторое время пал и этот город. Но даже эта победа не удовлетворила Яхмоса, и он преследовал своих врагов до самого Ханаана. Осада города Шарухен продолжалась около трех лет, после чего фиванский правитель оттеснил противника до финикийской границы.
Яхмос реорганизует государство
Настала новая эпоха. Фараон восстановил порядок в правительстве, заменил местных царьков людьми из своего окружения и расширил полномочия жрецов Амона. В области экономики он стимулировал финансовую деятельность путем возобновления торговли. Яхмос приказал заново открыть рудники и карьеры, он распорядился начать масштабное строительство монументальных памятников. Кроме того, он ввел существенные инновации в области архитектуры: этот фараон стал первым из правителей, отделивших царскую гробницу от царского погребального храма.
Однако никто не знает, где же был погребен Яхмос, несмотря на то, что его мумия была обнаружена в Дейр-эль-Бахри. И наконец, Яхмос приказал установить монумент, чтобы сохранить память о своей великой победе над гиксосами, — две стелы в храме Карнака. Эта освободительная война стала одним из главных мифов Нового царства.