Древнеегипетские храмы были не местом молитвы для простых смертных, а жилищами богов, каждый день «жизни» которых с ними разделяли жрецы. А народ был вынужден ждать праздников и торжественных процессий, чтобы наконец встретиться со своими богами.
Латинское слово templum (храм) образовано от древнегреческого «теменос» (священный участок) и обозначает общественное здание, посвященное культу божества. В Египте фараонов различали храмы богов и погребальные храмы. История существования храмов богов восходит к древнейшим временам. Никто не может сказать, сколько всего погребальных храмов и храмов богов было построено в долине Нила за эти три тысячелетия. Многие из них исчезли бесследно, другие же по-прежнему хранят свои тайны. Но одно известно наверняка: замыслы их создателей были самыми разными, хотя, разумеется, желание умилостивить богов всегда преобладало.
Целый ритуал основания
Сооружению храма предшествовал очень строгий ритуал основания. Прежде всего жрецы-астрономы вместе с архитекторами, строившими здание, определяли место для святилища и его ориентацию по сторонам света в зависимости от территории, где оно располагалось, и божества, которому оно было посвящено. С наступлением ночи сам фараон собственной персоной по положению Полярной звезды и Большой Медведицы, определял ориентацию храма. Правитель вбивал в землю четыре золотых колышка в вычисленных по звездам местах. Между колышками натягивали веревки, вдоль которых немедленно рыли ров, наполнявшийся водой из Нила. Совершив обряд очищения песком, царь преподносил богу кирпич из соломы и ила. При помощи рычага он водружал на место первый каменный блок, а затем за дело, наконец, брались первые ремесленники. Строительство храма, как правило, длилось долгие годы.
Символическое изображение мира
Создание храма богов подчинялось целой системе догматов. Прежде всего, прокладывалась широкая мощеная аллея, которая вела к храму от берега реки; ее обрамляли сфинксы — лежащие львы с головами фараона, воплощения богов. Богов, которые таким образом становились стражами собственного жилища. Затем мощная крепостная стена отгораживала святилище, защищая его от внешнего мира и от любопытных взглядов. Пилон, состоявший из двух огромных каменных сооружений, обрамлял вход в храм. Он символизировал начало дня, предвещающего новую жизнь. Пол в храме символизировал землю, край Кеми.
Вода, которой был наполнен ров, являлась частью Нуна, того самого первозданного и обожествленного океана, из которого появилась Вселенная, а черепица на ограде храма напоминала волны океана. В гипостильном зале, где совершались важнейшие религиозные церемонии, колонны-растения символизировали плодородие почвы, а расписанный синей краской потолок — усыпанные звездами небеса. Начиная от входа в храм уровень пола постепенно повышался, а потолок опускался, что символизировало встречу небес с землей. При этом оконных проемов становилось все меньше, и в святая святых, в центре мира и земли, там, где стояла статуя бога, царил полумрак.
Храмы, предназначенные для посвященных
Египетские храмы, как настоящие «замки богов», в противоположность современным культовым сооружениям — церквям, синагогам или мечетям — не были местом молитвы, открытым для народа. Наоборот, они предназначались исключительно для духовенства, которое заботилось о богах и тем самым обеспечивало единство мира и гармонию во Вселенной. Одни только боги могли войти внутрь. Каждый новый день сулил новую угрозу мировому порядку, и следовало делать все возможное, чтобы он не вернулся к изначальному хаосу. Таким образом, роль храма и различных религиозных обрядов заключалась в борьбе со злом. И поскольку зло повсюду и может проникнуть даже в храм, бог жил в самом центре, в затемненном зале, куда имели право входить только жрецы и, разумеется, фараон. Кроме того, храм символизировал также развитие, путь инициации, ведущий с запада на восток, от света к тени, от мирского к священному.
Повседневный культ
День за днем религиозные обряды воссоздавали жизнь бога, удивительно похожую на жизнь простых смертных. Теоретически, один только фараон имел право отправлять культ. Теоретически…
На самом же деле каждый день все необходимые обряды совершали жрецы. На заре, очистившись, они открывали ворота в храм и готовили пищу для бога. Затем следовало его разбудить: для этого великий жрец отпирал наос и читал утренние гимны и заклинания. После пробуждения наступало время трапезы: богу подавали хлеб, мясо, овощи и фрукты, которые он запивал пивом и вином. После того как «невидимая материя» этих съестных припасов была поглощена богом, подношения перекладывали на алтари второстепенных богов, а затем наконец они попадали на стол к жрецам. После трапезы статую омывали и облачали. В полдень совершалась служба, но она была очень короткой и простой; другая служба совершалась вечером. После нее жрецы разоблачали статую и запирали ее на ночь в наосе.
ВПЕЧАТЛЯЮЩИЙ ФИВАНСКИЙ НЕКРОПОЛЬ
Крупнейший ансамбль храмов Древнего Египта расположен на западном берегу Нила, неподалеку от Фив, в Карнаке и Луксоре Эти храмы, стоящие на краю пустыне или в горных цирках, начали возводить в эпоху Нового царства, ъ период правления XVIII династии. Некоторые из них полностью разрушены, другие же прекрасно сохранились и по-прежнему свидетельствуют о высочайшем уровне развития архитектуры египетской цивилизации. Наиболее известны погребальные храмы Аменхотепа III и Рамсеса II, террасный храм царицы Хатшепсут и храм Рамсеса III.
Бог встречается
К повседневным обрядам добавлялись многочисленные религиозные праздники. Каждый город чествовал своего бога-покровителя. И поскольку простому народу не дозволялось войти в святилище, по случаю праздника бог «выходил» из него и встречался со смертными. Во время этих процессий жрецы водружали статую бога на священную ладью, которую выносили на своих плечах во двор, где их уже ждала толпа верующих. Одни процессии не отходили далеко от храма, другие же были настоящим путешествием. В этом случае священную ладью переносили на настоящий корабль, который совершал простую «прогулку» или же отправлялся в один из многочисленных храмов этого бога. Кроме того, боги иногда навещали друг друга и даже проводили некоторое время в чужих святилищах, пока снаружи египтяне их чествовали.
Согласно текстам эпохи Рамсесов, самыми значимыми были три праздника: праздник Onem в Фивах, праздник Мина, и наконец, праздник Долины.
Праздник Опет в Фивах
Прекрасный пример религиозных процессий, праздник Опет, приводит нас в Фивы, где в первые две недели октября Амон — царь всех богов — покидает свой храм в Карнаке, чтобы навестить свой «Южный гарем» — Луксор. Его статую выносят из храма к ликующей толпе. Стоит отметить, что это действительно редкое событие, потому что Амон «выходил» к народу всего дважды в год: второй раз по случаю праздника Долины. В этом путешествии его сопровождают другие ладьи: богини Мут (его супруги) и бога Хонсу (его сына).
Шествие начинается на храмовой аллее со сфинксами, когда один из солдат трубит сигнал к отправлению. И вот все оказываются на пристани. Ладьи заносят на большие корабли. Флотилия начинает медленно двигаться по каналу к реке, а по берегу ее с радостными криками сопровождает целая толпа верующих. Музыканты играют на лютнях, тамбуринах, систрах и хлопушках. Танцовщицы и певицы тоже участвуют в празднике. Добравшись до Луксора, статуя Амона начинает прорицать. В этот исключительный день каждый, даже самый простой египтянин, может приблизиться к богу и задать ему один вопрос. Этот вопрос, записанный на остраконе, кладут перед статуей бога. И если ладья наклоняется вперед, ответ положительный, а если назад — отрицательный. После этого священные ладьи относят в храм. На протяжении одиннадцати дней бог празднует в нем свою свадьбу, а затем возвращается в Карнак с теми же неизменными обрядами.
Крепости миллионов лет
Погребальные храмы, которые египтяне часто называли «крепостями миллионов лет», были на самом деле святилищами, примыкавшими к гробницам знатных вельмож и фараонов эпохи Древнего царства. Самые бедные были вынуждены довольствоваться маленьким алтарем для подношений, тогда как погребальный храм мог сравниться со святилищем настоящего бога.
Вот почему внутреннее устройство погребального храма ничем не отличалось от храма бога. За одним исключением: он был открыт для живых.
Его функция — обеспечивать посмертную «жизнь» человека при помощи обрядов, жертвенных подношений и даров. Ведь смерть — это всего лишь переход к новой форме существования, и может стать окончательной только в том случае, если у покойного не будет необходимых ему еды, напитков и тому подобного.
Солнечные храмы, еще одна разновидность храмов, были посвящены культу бога Ра (или Ре). Они возводились в большом количестве в период правления первых шести фараонов из V династии, называвших себя сыновьями Ра. Все эти храмы расположены между Абусиром и Абу-Гурабом. Один из них, храм фараона Ниусерры, стоит к югу от Гизы, в окрестностях Абусира. Следует отметить, что это единственный храм богов эпохи Древнего царства, дошедший до наших дней.
В солнечном храме не было никакой необходимости в сумрачном зале, предназначенном для фигуры, воплощающей бога. Внутреннее устройство этих храмов существенно отличалось от погребальных святилищ. В центре большого двора, в самом сердце храма, возвышался солнечный обелиск, символ бога, водруженный на пьедестал, напоминающий усеченную пирамиду. Перед ним располагался алтарь, на который жрецы возлагали подношения. К северной стене храма примыкали хранилища, тогда как в южной части была построена каменная ладья, на которой солнце путешествовало по небосводу.