В 1912 г. немецкий археолог Людвиг Борхардт нашел ставший впоследствии знаменитым известняковой бюст Нефертити работы скульптора Тутмоса, чей дом был одной из богатейших и обширных вилл в южной части Амарны. Скульптура, вероятно, создавалась как модель для дальнейших работ мастера в большей степени, нежели как законченное художественное произведение. Бюст Нефертити высотой 50 см на удивление хорошо сохранился. Единственным изъяном является отсутствие правого глаза (хотя стоит отметить, что этот недостаток совсем не портит общего впечатления о красоте как самой царицы, так и ее изображения).
Обстоятельства, в силу которых этот предмет оказался в Берлинском музее, являются источником жарких споров. Как пишет Николас Ривз:
«Находки были разделены через месяц после их обнаружения, и бюст Нефертити был передан доктору Джеймсу Саймону, спонсору раскопок, проводимых немецкими учеными. В 1920 г. Саймон передал свою коллекцию в качестве официального дара Пруссии. Три года спустя «царица» была выставлена на широкое обозрение изумленной публике, за этим сразу же последовали претензии со стороны негодующего правительства Египта, утверждавшего, что скульптура была вывезена с территории страны незаконно, при невыясненных обстоятельствах. Обвинения продолжали поступать, шел поиск компромиссов, предлагались различные решения в едином порыве выйти из этой весьма неприятной ситуации — но до сих пор … безрезультатно».
Если бюст прибыл в Германию уже в разгар бурных споров, то к 1930 г. ситуация еще больше осложнилась, когда Адольф Гитлер заявил, что этот бюст является его любимым произведением египетского искусства и поэтому останется в Германии навсегда.
Гитлера мы упомянули не случайно, поскольку полемику вызывает и тот факт, что эта скульптура явно изображает лицо скорее европейской женщины, чем африканки. Это означало, что для многих афроцентристов бюст являлся символом традиционного стремления египтологов представить египетскую культуру как неафриканскую и не «черную». В каталоге вызвавшей бурные дискуссии выставки «Египет в Африке», проведенной в 1996 г., профессор образования Государственного университета Джорджии Аса Хиллард III писал:
«Этот экспонат один из тех, что наиболее ярко демонстрируют скорее типичные африканские фенотипы, чем атипические или иностранные черты, которые любят находить европейцы, например, образы Нефертити, Шейха ел Билада или писца Каи являются достаточно двусмысленными, чтобы можно было принять их за «белых».