О Бену мало что известно, кроме того, что он снес первозданное яйцо. Тем не менее, древнегреческие авторы в подробностях пересказывают нам множество мифов о птице фениксе, с которой они отождествляли Бену.
ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЬ!
«Птица, которую мы называем фениксом и которая появляется в Египте каждые пятьсот лет, все это время парит в Инде (небесах Востока). Он единственный из своего вида. Рождается он из лучей солнца и весь сверкает золотом. По длине и весу он как орел. Живет он в гнезде, которое строит сам себе из трав, найденных у истоков Нила. Что же касается рассказов египтян о том, что он пролетает над их краями, это подтверждают свидетельства о том, что феникс сгорает в своем гнезде, напевая самому себе свою похоронную песнь. То же говорят о лебедях те, кто умеет их слушать». Филострат Афинский. «Жизнь Аполлония», книга III.
Упоминания о Бену встречаются, начиная с эпохи Древнего царства. В эти давние времена он уже был связан с планетой Венерой, которая, как считалось, управляет солнцем. Именно это было ключевой задачей Бену: сделать возможным рождение Ра и вывести его на первозданную сушу, возникшую из Нуна, то есть на бенбен!
Ра, рожденный из яйца
Гелиопольская мифология богата на версии истории появления бога Ра на свет. Египтяне рассказывали о цветке лотоса, который появился на поверхности первозданного океана Нуна и из которого взошло солнце. В этом случае Ра был связан с богом Нефертумом («великим лотосом»). Рассказывали также о яйце, из которого появилось солнце. Но кто же снес это яйцо? Миф приписывает отцовство первозданной птице, «великому болтуну», чей крик впервые разорвал безмолвие. Эту птицу звали Бену. Изначально он описывался как простая трясогузка, однако в скором времени Бену приобрел черты величественной аистообразной птицы, которая властвует над водами: черты серой цапли. И наконец, он стал первым существом, которое приземлилось на первичный холм, на первую выступившую из воды землю, которую он добыл взмахом крыла. Эта земля получила говорящее название бенбен!
Бену становится фениксом!
Это существо обитало на Земле с незапамятных времен, что и навело египтян на мысли о его исключительном долголетии. Греческие авторы донесли до нас эти мифы в удивительных рассказах. Вот что сообщает Геродот (древнегреческий историк, живший в V веке до н. э.) в своем труде «История»: «Есть и другая священная птица, которая называется фениксом… Ее мы видим нечасто. Если верить гелиопольцам, она появляется в их краях лишь раз в пятьсот лет, когда ее отец прилетает умирать». Римский автор Овидий в XV книге «Метаморфоз» уточняет: «Он питается не зерном и не травой, а слезами ладана и соком амома. Как только заканчиваются отведенные его жизни пять веков, он тут же садится на ветви пальмы или на ее качающуюся верхушку.
Там он строит свое гнездо когтями и клювом, чистыми от всякой скверны. Для этого он собирает колоски, благоуханный нектар, кусочки корицы, сверкающую золотом мирру. Он ложится на все это и заканчивает свою жизнь среди благоухания. Из отцовского тела появляется затем маленький феникс, который проживет столько же лет. Когда он крепнет достаточно для того, чтобы поднимать груз, он вызволяет свое гнездо из ветвей дерева и почтительно уносит свою колыбель, которая одновременно является могилой его отца. Паря на легких ветрах города Гипериона (Гелиополя), он оставляет свою ношу у священных дверей своего храма».
Отец и сын
Геродот разъясняет то, что он узнал: «Если он таков, каким его описывают, оперенье его крыльев частично золотое и частично красное. Размером он больше всего походит на орла. Рассказывают об одной его особенности, которая кажется мне уникальной: он покидает Аравию и направляется к храму Солнца с телом своего отца, которое покрыто миррой. В этом храме он хоронит отца. Делает он это следующим образом: из мирры он лепит ком в форме яйца, который весит столько, сколько он может поднять; он поднимает яйцо и проверяет, не слишком ли оно тяжелое; после такой проверки, он выдалбливает яйцо и кладет внутрь тело отца; затем он заделывает отверстие миррой так, чтобы восстановить изначальный вес. Закупорив яйцо таким образом, он несет его в Египет, к храму Солнца. Так, говорят, поступает эта птица».
Феникс: образ спасения
В других мифах описывается, как феникс воскресает каждые пятьсот лет после огненной смерти на костре из благовоний, который зажигает последний луч заходящего солнца. Во всех этих случаях Бену (или феникс) является примером удивительного долголетия и безграничной способности возрождаться из собственного пепла. Эту его особенность отмечают до зарождения христианства в первые века нашей эры.
ТРИ ФЕНИКСА — ХРАНИТЕЛЯ ПОГРЕБАЛЬНЫХ УРН ЦАРЯ СОЛОМОНА
В 1945 году состоялись раскопки важнейшей библиотеки коптского языка в Хенобоскионе, в Верхнем Египте (у коптов — Шенесет, а ныне — Наг-Хамади). Среди пятисот двух обнаруженных рукописей имелось апокрифическое евангелие от Фомы и некая рукопись без названия с апокалиптическим содержанием. Этот текст апокалипсиса рассказывает о песне (безусловно, намного более древней, возможно, даже времен фараонов), которая называется «песней о трех фениксах». Она рассказывает нам, что задачей этих трех птиц было сопровождать движущееся солнце вместе с «калкирами». Халкиры -это семь погребальных урн, в которые царь Соломон заточил злых духов и которые он оставил под охраной египетских жрецов.