Продолжим наше путешествие по дельте Нила и рассказ о городах и редких божествах.
МОЩИ ОСИРИСА
После того как Сет убил Осириса, богиня Исида забрала тело бога, желая его похоронить. Разъяренный Сет отнял у нее тело и разорвал на четырнадцать кусков, которые побросал н Нил. Тогда Исида вместе со своей сестрой Нефтидой отправилась на поиски этих частей. Дальше мнения расходятся. По одной версии легенды, когда все части тела были найдены, бог Анубис восстановил его, тем самым изготовив первую в истории мумию. Согласно другой версии, Исида погребала куски тела своего брата и возлюбленного там, где их находила; так родился культ мощей Осириса. Этот рассказ тоже известен в нескольких версиях; в них перечисляются названия городов и мощи, которые в них хранятся. Отметим, что большинство из этих городов расположено в дельте Нила. Начиная с III переходного периода, культ Осириса имел огромное значение для египетского народа, так что ничего удивительного, что все города мечтали заполучить частицу мощей Осириса для поклонения.
Пять номов, о которых пойдет речь B этой статье, сосредоточены преимущественно в центральной части Дельты, и только два из них расположены на границах: на западе и на востоке.
Город Ксоис известен нам только из нескольких редких египетских источников, в которых Амон называется его главным божеством. Кроме того, этот город упоминается в «Географии» римского историка Страбона, описавшего его как «остров и город одновременно».
Столица нома Западный Гарпун только упоминается в текстах. Бога-покровителя этой провинции звали Ха, это имя впервые встречается в источниках эпохи Древнего царства. Основная функция Ха заключалась в защите страны от нашествий ливийцев, он редко упоминается в другом контексте. Его легко узнать: он изображается в виде человека, держащего на голове иероглиф своего имени, который символизирует три холма. Это достаточно редкий знак; чаще всего при помощи него записывается слово, «пустыня, чужая земля»; также знак может использоваться в качестве определителя с названием другой страны.
Восточный Гарпун описывается как своего рода копия Западного Гарпуна; его бог, Сопду, защищает страну от нашествий азиатов. Он изображается в виде человека или мумифицированного сокола, увенчанного двумя длинными перьями. Центральным местом его культа был город Пи-Сопду, «дом Сопду», современная Сафт-эль-Хенна. Эта провинция занимала долину Вади-Тумилат, связывающую восточную часть Дельты с озером Тимсах.
Предшественник Суэцкого канала
С востока долина Вади-Тумилат граничила с Пи-Сопду, а с запада — с Исмаилией; всего в пятнадцати километрах к западу от Исмаилии была расположена более поздняя столица этой провинции, Тжеку. Здесь главным богом был Атум, который дал городу другое свое имя, Pr-Jtm, Pithom, Пифом, «Дом Атума». Существует мнение, что название Тжеку обозначало весь Вади-Тумилат еще до основания города. Строительство города, судя по всему, было начато не раньше 600 года до н. э. В то время некий фараон из XXVI династии, Нехо II (609-594 гг. до н. э.), осуществил масштабное строительство, в частности, по его приказу был прорыт канал, пересекавший всю провинцию от края до края и связывавший Нил с Красным морем.
Царь Дарий I, представитель XXVII династии, правивший в период первого персидского господства, продолжив его начинание, создал канал, в котором мы узнаем предшественника Суэцкого канала. Действительно, именно по распоряжению Дария I было завершено строительство водного пути от восточного рукава Нила к Красному морю, а через Вади-Тумилат и Суэцкий перешеек прорыли канал, начатый в период правления Нехо II. Вдоль этого водного пути были установлены большие трехъязычные стелы на древнеегипетском, древнеперсидском и вавилонском. В результате Египет экономически и стратегически был интегрирован в Персидскую империю.
Впоследствии Дарий будет восприниматься в Египте как образец для подражания.
У истоков культа Осириса
Ном Анджети был расположен в самом центре Дельты. Свое название он получил в честь очень древнего божества, которое вытеснил Осирис. Полное наименование столицы этого нома, Джеду, звучит как Перусир неб Джеду, что значит «дом Осириса, владыки Джеду», и древние греки сократили его до Бусириса. Возможно, именно здесь зародился культ Осириса. Согласно легенде о расчленении бога, здесь тоже хранилась частица его мощей: его позвоночник. К несчастью, от этого города почти ничего не осталось.
Ном «Черный бык» был назван в честь быка, символа десятой провинции Нижнего Египта Его столица, Атрибис, находилась в пятидесяти километрах к северу от Мемфиса; жители этого города поклонялись одному из воплощений Гора, Хенти-Хети, связанному с плодородием, а также Осирису.
Название города, которое переводится как «дворец срединной части», — это не что иное, как отсылка к сердцу Осириса, одной из мощей бога. Среди выдающихся деятелей уроженцев Атрибиса самым видным был, бесспорно, Аменхотеп, сын Хапу. Помимо всего прочего, он занимал должность управляющего работами при Аменхотепе III и отвечал за сооружение религиозных памятников в Фивах, в частности за создание колоссов Мемнона. Другой деятель, Джедхер, живший в эпоху Филиппа Арридея, единокровного брата Александра Македонского, известен благодаря великолепной лечебной стеле, которая в настоящее время хранится в Каирском музее.