Рассмотрев основные понятия физической географии, перейдем к географии административной и религиозной, которая знакомит нас с названиями провинций и главных городов Древнего Египта. Начнем наше путешествие с Верхнего Египта (на юге) и закончим Нижним Египтом (на севере).
Номы Египта
Слово «ном» имеет древнегреческое происхождение и соответствует древнеегипетскому понятию sp3.t, в котором определитель изображает землю, расчерченную каналами, необходимыми для развития сельского хозяйства. Оно обозначает территориальную единицу, нечто вроде провинции. У каждого нома была своя эмблема, столица и божество-покровитель. Религиозные источники, более стабильные по сравнению с административными, уточняют, что Египет делился на 42 нома (22 нома было в Верхнем Египте и 20 — в Нижнем Египте); административная реальность была совсем иной. Так, в разные эпохи новые номы появлялись и исчезали по мере надобности, тогда как религиозную географию все эти изменения не затронули. Во главе нома стоял номарх, некто вроде губернатора или префекта.
Для краткости мы будем называть религиозной географией совокупность географических сведений (провинции, города, каналы, имения, горы и т. п.), дающихся религиозными и мифологическими текстами, а административной географией — совокупность географических сведений, почерпнутых из административных и экономических источников (кадастров, налоговых документов и т. п.). Эти два понятия не следует смешивать, поскольку географические сведения могут существенно различаться в зависимости от источников. Так, из религиозных соображений некоторые храмы не указывают названия провинций, жители которых поклонялись Сету, богу хаоса.
С другой стороны, один и тот же город может обозначаться разными именами в зависимости от контекста, в котором он упоминается, светского или религиозного; религиозные названия городов лучше известны, потому что они приводятся в надписях, выгравированных на каменных стенах храмов. К тому же, стоит отметить, что религиозные сведения меняются куда медленнее, чем административные; так, случается, что одна провинция из религиозной географии соответствует двум или трем провинциям из административной географии.
Номы и города
Даже в самых ранних письменных источниках Древнего Египта мы находим изображения эмблем, которыми обозначаются основные провинции, или номы (см. текст в рамке ранее). Эти списки, более или менее полные, дают неплохое представление о географии и внутреннем устройстве страны как в религиозном, так и в административном смысле.
В различных книгах, каталогах и путеводителях названия большинства городов, так же как и имена многих фараонов, таких как Хеопс, Сенусерт, Аменхотеп или Тутмос, даются в древнегреческой транскрипции. Это явление объясняется очень просто: история Древнего Египта долгое время была нам известна исключительно по свидетельствам древнегреческих и римских авторов, которые в своих рассказах адаптировали египетские названия к своему языку.
Некоторые названия городов представляют собой перевод египетского слова на древнегреческий (Элефантина — это адаптация древнеегипетского 3bw, означавшего «слон»). Другие названия городов были придуманы греками и содержат имя греческого божества, соответствующего египетскому божеству-покровителю города. Так, древние греки видели в Тоте египетский эквивалент Гермеса и называли город Тота Гермополем, то есть «городом Гермеса». Египетское название этого города — Хемену Hnmw, что означает «восемь»: это отсылка к восьми богам огдоады. Греческие названия городов также могли содержать отсылку к священному животному, связанному с местным богом, так, Ликополь, «город волка» соответствовал египетскому Сауту S3w., современному Асьюту, божество которого, Упуаут, изображалось в виде большого волка.
В древнеегипетских источниках Верхний Египет всегда упоминается первым. Основным источником сведений религиозной географии является «Большой географический лист Эдфу», выгравированный на фундаменте святилища храма Гора. Он изображает двойную процессию, которую с южной стороны ведет царь Верхнего Египта, увенчанный белой короной (Я). За ним следуют различные персонификации номов Верхнего Египта, а также характеризующие их географические и религиозные элементы. Все они движутся к богу храма. Такая же процессия высечена с северной стороны, только царь увенчан короной Нижнего Египта и ведет к богу номы Нижнего Египта. Такие географические процессии, сопровождающиеся текстами, с незапамятных времен изображались на фундаментах храмов, и их в разной степени сохранности можно увидеть во многих святилищах. Номы были представлены в виде женщины или мужчины с эмблемой провинции на голове.