Особенно соблазнительным период Амарны выглядит потому, что несмотря на наличие огромного художественного, монументального и текстового материала, мы все еще не можем воссоздать полную картину этой замечательной и относительно короткой фазы египетской истории. Как сказал британский египтолог Николас Ривз, «реальная проблема, возникающая в связи с периодом Амарны, связана главным образом не с недостатком хороших свидетельств, а с чрезмерной спекуляцией ошибочно истолкованными фактами».
Это утверждение Ривза подтверждают многочисленные художественные интерпретации некоторых периода Амарны, например пьеса Агаты Кристи («Эхнатон»), в которой один из героев говорит: «Я не смог бы ужиться с Эхнатоном. Думаю, у него нет ни капли чувства юмора. Уж больно он религиозен». В 1984 г. была поставлена «амарн-ская» опера Филиппа Гласса «Эхнатон», в минимал истическом музыкальном стиле; либретто было написано на древних языках — египетском, аккадском и древнееврейском. Эхнатон и Нефертити были показаны как трагические фигуры; их духи обитают в заброшенных руинах Амарны. Мы можем вспомнить и такую вылазку Голливуда в Древний Египет, как снятый по роману Мики Валтари в 1954 г. фильм Мишеля Куритца «Египтянин» (1954), с Виктором Мэтьюром в роли Хоремхеба. Каждое подобное изображение Амарны уникально, однако их объединяет изображение Эхнатона как революционера-мечтателя и визионера.
Вероятно наиболее здравая и объективная оценка этого периода принадлежит Маргарет Мюррей, высказанная в 1949 г. (по иронии судьбы, еще до того, как «Эхнатон-индустрия» заработала во всю мощь):
«О периоде Телль эль-Амарны было написано гораздо больше всякого вздора, чем о каком-либо другом периоде египетской истории… в случае с Эхнатоном факты не выдерживают всех сложных построений, составленных на их основе».