Са-птах, который, несомненно, был преемником Аменмеса, получил право занять египетский престол, женившись на Таусер, или Таусерт. В надписи с острова Сехель, датируемой первым годом правления царя, присутствует изображение царевича по имени Сети, склонившегося на колени перед картушем с именем царя. В сцене из Асуана царь сидит на троне, а все тот же Сети, названный «царским писцом, носителем веера у правой руки царя, управляющим дворцом», стоит перед ним. Позади него изображен советник Ра-месес-ха-эмнечеру-Баи, говорящий, что он «посадил царя на трон его отца». Из этих слов некоторые сделали вывод о том, что именно благодаря этому чиновнику Са-птах оказался на египетском престоле.
Определенный интерес вызывает «хорово» имя Са-птаха — «Хор, поднимающийся в Хебите», то есть Нижнем Египте. Это доказывает, что речь идет о боге Хоре, который был выращен своей матерью Исидой в болотах, заросших папирусом, окружавших город Пер-Уаджет, или Буто, в Дельте, а не о настоящем месте рождения царя. Таким образом, мы видим, что Са-птах использовал в качестве своего «хорова» имени слова, которые сказал о себе за несколько сотен лет до этого Тутмос III.
Точная продолжительность правления Са-птаха неизвестна. В надписи, найденной майором Лайонсом в 1893 г. в храме Тутмоса III в Вади Халфе, рассказывается о шестом годе его царствования, а другая, обнаруженная там же, упоминает «царского посла» в Сирии, и Нубии.
Следовательно, можно предположить, что между царями Сирии и Нубии существовали дипломатические связи. В то же время Са-птах вряд ли мог управлять этими странами. «Царский сын Куша» как постоянный представитель в Нубии имел право вынуждать нубийские племена приносить дары, но не более того.
Скорее всего, Са-птах не вел никаких строительных работ в храмах Египта, хотя он изображен поклоняющимся богам Амону, Птаху, Сехет и Нефер-Тему на рельефах в Сильсиле и других местах. Это связано с тем, что он вел здесь незначительные реставрационные работы.
Судя по всему, царь не строил свою гробницу в фиванской Долине царей. Мы можем только предположить, что он был похоронен в усыпальнице своей супруги Таусерт, а его мумию извлекли оттуда в неспокойные времена, наступившие в эпоху правления XX династии, и, стараясь сохранить, перенесли в гробницу Аменхотепа II, так как именно там она была найдена в начале 1898 г.
Гробница царицы Таусерт (№ 14) была сделана по обычному для царских усыпальниц плану. Она состояла из трех или четырех коридоров и нескольких прямоугольных помещений. В самом большом из них стояли восемь квадратных колонн. Стены камер были украшены сценами, на которых царица поклоняется различным богам, и текстами из 145, 156, 157, 158 и т. д. глав «Книги мертвых». Гробницу занял Сет-нахт, замазавший все изображения царицы и приказавший на их место поместить свои. Так же он поступил с картушами, титулами и т. д.
Руины храмов Таусерт и Са-птаха были найдены профессором Питри в 1896 г. Выводы, к которым он пришел, проанализировав остатки фундамента, подтверждают те сведения, что давно уже были получены из надписи Ра-месеса-ха-эм-нечеру-Баи из Асуана. Храм Таусерт располагался между храмами Мер-эн-Птаха и Тутмоса IV. Храм Са-птаха лежит к северу от храма Аменхотепа II. Фундамент и блоки из песчаника покрыты именами и титулами царя, причем многие из них — еще и именем верховного советника, который «положил конец несправедливости» и возвел Са-птаха на египетский престол.
Смерть Са-птаха положила конец XIX династии. В стране не нашлось человека, достаточно могущественного для того, чтобы взять власть в свои руки. В Египте вновь начали править беззаконие и хаос. Примерно в это же время сириец по имени Ирсу, о котором речь пойдет ниже, сумел стать повелителем части Сирии и Египта. Он вынудил нескольких местных правителей признать его власть и начать платить ему дань. Правда, неизвестно, как долго он продолжал незаконно удерживать бразды правления.