Рамсес XII, которого раньше называли Рамсесом XIII, сделал своим «хоровым» именем слова «Могучий бык, возлюбленный (или любящий) Ра», — и называл себя «Владыкой святынь Нехбет и Уаджет, покорителем сотен тысяч, золотым Хором, великим силой, возродителем Обеих Земель, царевичем, жизнью, силой и здоровьем, покоящимся на Маат, умиротворяющим Обе Земли». Он правил двадцать семь лет. Об этом говорится в стеле писца, которого звали Херуи.
Он, судя по всему, не вел войн и не организовывал военные походы. Скорее всего, этот царь проводил свою жизнь с той же праздностью, что и его братья или родственники.
Он украсил стены внешних комнат храма Хенсу, расположенного в Фивах, закончив, таким образом, работу Рамсеса III. Рамсес XII также добавил несколько сцен, в которых он приносит жертвы разным богам, к изображениям на стенах и колоннах в гипостильном зале этого здания. Его имя было найдено кое-где в храме Амона-Ра в Карнаке, но он вряд ли реставрировал его. Несколько вещей с именем Рамсеса XII было обнаружено в Абидосе. Вряд ли он вел здесь какие-то работы, так как их следов найдено не было.
Свою гробницу он построил в Долине царей в Фивах. Но стены и потолки двух коридоров и трех квадратных помещений не были расписаны полностью. В последнем из них была обнаружена шахта. Следовательно, строители усыпальницы вернулись к старой планировке, предполагающей наличие глубокой ямы, ведущей в погребальную камеру. Скорее всего, таким образом они стремились спрятать мумию царя от грабителей гробниц.
Выше уже говорилось о том, что жрец Амона Аменхотеп получил от Рамсеса IX право взимать с населения налоги. Он не только сохранил привилегии, приобретенные его отцом Рамесес-нахтом, но и расширил их. Его преемник Хер-Херу получил власть, сделавшую его равным царю Египта. На нескольких рельефах в храме Хенсу в Карнаке Хер-Херу, изображен с уреями, символом царской власти, на лбу. Текст, сопровождающий надписи, говорит о том, что он называл себя главнокомандующим армии, «правителем Юга и Севера». Эти изображения были созданы в период правления Рамсеса XII. Следовательно, можно предположить, что в то время в Фивах жили два царя, один из которых правил de jure, а другой — de facto. Хер-Херу оказался человеком довольно проницательным и сумел назначить себя командующим армией. Так как его предшественники получили полный контроль над государственной казной, его материальная и духовная власть стала всеобъемлющей.
Нам ничего неизвестно о смерти Рамсеса XII. У Хер-Херу были две возможности: он мог подождать, пока царь умрет, и занять египетский трон, став первым представителем XXI (фиванской) династии, или заставить его отречься от престола и отправиться в изгнание в Великий Оазис, как считает Бругш. Но точно сказать, какую из них выбрал жрец, нельзя.
Но, сосредоточившись на захвате египетского трона и получении должности «царского сына Куша», верховный служитель Амона перестал обращать внимание на то, что происходило в Дельте. Он даже не попытался защитить ее от вторжения или обеспечить реализацию ее интересов. Если он намеренно старался бы разорвать союз между Севером и Югом, с таким трудом сохраненный представителями XVIII династии, он действовал бы точно так же. Конечно, он мог поступать так, потому что у него были на это веские причины. Например, следует вспомнить хотя бы о том, что в различных частях Египта все еще жили потомки Рамсеса II и Рамсеса III, каждый из которых имел больше прав на египетский престол, чем верховный жрец Амона.
Правда, в Верхнем Египте у них не было ни малейшего шанса занять трон, так как за период, начавшийся во время царствования Рамсеса IV и закончившийся в эпоху правления Рамсеса XII, верховным жрецам Амона удалось переманить на свою сторону многих чиновников, занимавших высокие должности в правительстве, и присвоить богатства (как частные, так и общественные), хранившиеся в храмах, расположенных на Юге и в Нубии. Бог Амон стал присваивать атрибуты всех прочих божеств Египта, даже сменив Осириса на троне судьи умерших. Так что служители Амона вошли в состав старой египетской аристократии и, следовательно, стали равными царям.
Влияние жрецов и населения Мемфиса, Гелиополя, Таниса и других крупных городов Севера не было настолько велико. Поэтому человек по имени Нес-су-банеб-джед, который, возможно, был потомком Рамсеса II, провозгласил себя царем Египта и сделал своей столицей Танис, город его великого предка, «Дом Рамсеса».
Но, как мы знаем, Хер-Херу, назвавший себя Са-Имен, «Сын Амона», был владыкой Юга, столица которого находилась в Фивах. Из этого можно сделать вывод о том, что Египет снова разделился на две части, в одной из которых правил легитимный царь, а в другой — жрец Амона, попытавшийся узаконить свою власть, женившись на женщине по имени Неджемет.
Хер-Херу стал основателем династии верховных жрецов, правивших в Фивах, в то время как в Танисе царствовала параллельная династия, родоначальником которой был Нес-су-ба-неб-джед, названный Манефоном Смендесом. Таким образом, представителей XXI династии нужно разделить на две части: 1) фиванские цари; 2) танисские цари.