Откуда произошло само слово фараон?
Фактически оно представляет собой словосочетание двух египетских слов «пер-а-а», что значит «дом великий». Так обозначалось место проживания главы государства. Имя его ни в коем случае не должно было упоминаться. Делалось это с целью защиты монарха от врагов, дабы те, узнав имя, не смогли, используя магические обряды, причинить ему вред.
Такая предусмотрительность имела и прочную религиозную основу.
Древнеегипетский миф «Ра и Змей» поведал нам о том, что Исида захотела быть сильнее самого Ра. (Вот, пожалуйста, богиня, а захотела значительной прибавки могущества, хотя и не была обижена по этой части. Почему же женщин-фараонов норовят обвинить в узурпации власти?)
Для достижения цели ей нужна была малость — узнать тайное имя бога. Ведь пока это имя не знаешь, никакие колдовские заговоры не будут иметь силу.
Кстати, этот миф перекликается с христианской доктриной, согласно которой, если узнать тайное имя Бога, называемого обычно Саваоф или Яхве, наступит конец света.
Но вернемся к Исиде. Создала она змея ужасного, ужалившего Ра, когда тот шел «как фараон впереди своих телохранителей».
Правда, интересный бог? Один выйти боится. Вот и еще одно косвенное доказательство его смертности, ведь истинно бессмертному существу не страшны происки врагов, угрожающих его жизни.
От укуса змея мучился Ра страшно. Все дети пришли к нему и с рыданиями смотрели на него. (Значит, и всесильными их не назовешь, в отличие от богов других народов). Исида тоже пришла и сказала, что помочь может. Избавит верховного бога от мучений в два счета, но для этого Исиде нужно знание его тайного имени. Сначала Ра попытался схитрить и называл общепринятые имена, но действие яда продолжалось. Пришлось ему, создавшему мир богов и людей, смириться. Исида, узнав желаемое, тут же вывела яд из тела божества. Теперь она получила неограниченную власть над Ра, владея такой тайной. И снова получается, что только женщина смогла оказать действенную помощь, пусть и была виновницей недуга Ра, но ведь кроме нее и помочь было некому!
Собирая подобные разрозненные факты по крупинке, мы сможем понять, так ли уж неординарно появление женщины на египетском троне как единовластной владычицы.
Итак, помятуя, что произошло с беспечным Ра, фараона, с точки зрения египтян, не следовало звать по имени. Придворные говорили «он», «бог», «его величество» и так далее. Из египетских текстов это словосочетание перешло в Библию, а из нее — в европейские языки, где искаженно трансформировалось из «пер-а-а» в фараона.
Повседневная жизнь владыки Египта была изнурительна, обыденна и скучна.
Каждый реальный фараон считался потомком Ра и Гора, а значит, был связан с ними божественными и фамильными узами, что нашло отражение в официальной пятичленной титулатуре царя (причем в четырех именах упоминалось имя бога и лишь пятое было личным). Конечно, египтяне не считали фараона — реального человека — богом, различие между сверхъестественным существом и человеком было слишком неопровержимым. Скорее тезис о божественности монарха является результатом религиозно-политических убеждений и памяти египтян о своем прошлом. Фараон воспринимался ими как посредник между богами и людьми. Он служит богам в интересах своего народа, жречество отправляет культ лишь по его велению и от его имени. Он не умирает, когда приходит время, а «заходит в свой вечный горизонт» (то есть гробницу или пирамиду).
Впоследствии представление о божественном происхождении царской власти имело сильное влияние на Рим, а затем и Византию.
Именно роль «богочеловека» предписывала определенный образ жизни как государственной, так и частной. При его пробуждении, как при пробуждении бога, пелись ритуальные песнопения. Ежедневно на заре царь направлялся в Дом Утра, где в одной из часовен совершал ритуальное омовение рук и ног, уподобляясь богу Ра, который каждое утро купался в первозданных водах на небесах. Затем тело владыки верхнего и Нижнего Египта умащивали ароматическими маслами, дабы оно, подобно божеству, возвещало о своем появлении благоуханием. Одевание также было ритуалом. Венцы, ожерелья, накладная борода — атрибуты божественности владыки Египта. Все вышеперечисленные процедуры совершали жрецы, на головах которых были маски богов Гора и Тота.
Интересная подробность: а зачем фараону нужна была накладная борода, неужели своей не было?
Не было. По своей расовой принадлежности египтяне додинастического периода, вероятно, были близки к негроидам, для представителей которых нехарактерен рост волос на подбородке. В современном мире негроиды проживают на территории Австралии. Это всем известные австралийские аборигены. Потому и приходилось династическим царям, а возможно и царям первых династий носить накладную бородку в память о внешнем виде фараонов — божеств из далекого прошлого, которые, видимо, не были связаны расовыми признаками с коренным египетским населением. Цари более поздних династий будучи к тому времени, как и народ, результатом смешения рас, проживающих на территории Древнего Египта, уже имели свои бороды, но избавлялись от них. По правилам должна быть накладная!
Однако мы увлеклись. Вернемся к обязанностям фараона.
После обряда одевания правитель Египта шел в храм, где проводил церемонию, являвшуюся отправной точкой, с которой начинался новый день в жизни страны. Спустя мгновения после ее окончания подобные ей ритуалы начинали проводиться во всех храмах Египта, символизируя тем самым начало дня во всем государстве.
Как правило, владыка Верхнего и Нижнего Египта проживал в каждой из частей страны по полгода, соответственно в Мемфисе, столице Нижнего Египта, и Фивах, столице Верхнего.
Ежедневно царь беседовал с верховным советником о делах государства, давал многочисленные аудиенции, принимал прошения от знатных особ, которые простирались при этом ниц, считая его воплощением божества.
Фараон совмещал целый ряд обязанностей: и верховного жреца, и начальника работ, и главнокомандующего. Он концентрирует в своей личности все человеческие функции и все сословия общества. Понятно, что с такой ношей одному не справиться, и поэтому фараон окружает себя знающими людьми, составляющими его «двор».
Важным праздником для правителя Египта был Хеб сед — «праздник хвоста», которым отмечался тридцатилетний юбилей правления. Царю, как бы вновь начинающему властвовать, привязывали одно из главных отличий власти глубокой древности — львиный хвост. При условии дальнейшего правления фараона, Хеб сед отмечали каждые три года.
Обязанности у владыки Египта и впрямь были нешуточные, да еще и повседневная рутина не служила упрощению жизни. Любой его жест заключал в себе глубокий смысл. Великое несчастье предрекали бедняге, на которого внезапно падала тень фараона. Случайное прикосновение царя повергало несчастного в ужас от предчувствия близкой гибели. Спасение сулило только извинение повелителя. В знак чрезвычайного благорасположения фараон мог позволить лобызать свою ногу, а не пыль перед ней.
Конечно, тяжелые обязанности правителя Обеих земель не сваливались на голову будущего фараона внезапно. Мальчиком он играл со своими сверстниками: сыновьями от второстепенных жен его отца, приннами из других стран, живущих на положении почетных заложников во дворце владыки Египта, или детьми придворных сановников. Его учили плавать, стрелять из лука, охотиться. По достижении определенного возраста наставники начинали обучать наследника трона военному делу. И только тогда, когда царь принимал решение об объявлении сына будущим фараоном, юношу посвящали во все нюансы управления государством.
Женился наследник рано, зачастую еще в детстве, на девочке из своей семьи, поступая подобно богу Осирису, женатому на собственной сестре Исиде. Чистота божественной крови, текущая в жилах царя ни В коем случае не должна быть разбавлена, поскольку именно она наделяла правителя Египта необычайной силой и могуществом. Родственные браки фараонов имели тем самым под собой глубокую религиозную основу. Поэтому было бы неверным считать, что инцест в Египте был широко распространен. Все ограничивалось кругом царской семьи, благословляемой свыше богами.
Как же отдыхали эти высокопоставленные труженики, жизнь которых была расписана не только по дням, но и по минутам?
Ну, во-первых, они охотились. Правда, и здесь удовольствие приносило относительное расслабление, поскольку охота иногда также носила ритуальный характер.
Во-вторых, воевали (так обычно расслаблялись фараоны Нового Царства). Например, такие деятельные натуры, как Тутмос III или Рамзес II. Тем самым цари убивали сразу нескольких зайцев: территории новые присоединяли, что давало прибыль в казну, и получали дополнительную рабсилу. К тому же во время военных действий не до песнопений — вот она реальная возможность избежать каждодневных, надоевших до оскомины церемоний. Ну и окрестные правители умеряли свои аппетиты, переставая заглядываться на египетские земли.
По третьему пути шли те, кто для войны был ленив, а охотиться не любил. Они отдыхали в гареме. Более полно эта тема будет раскрыта в следующей главе, а пока скажу, что гарем фараона мало походил на серали султанов. Нередко именно там зрело зерно заговоров, целью которых было устранение монарха. Какой уж тут отдых?!
Подведем итоги: при всех слабостях и недостатках отдельных личностей, занимающих престол в качестве фараона, правление их все-таки было патриархально-благожелательным. Царь Обеих земель выступал своеобразным гарантом согласия между людьми и сверхъестественными силами. Он являлся связующим звеном между небом, населенным могущественными богами, и землей Египта. Именно фараон отвечал за благосостояние страны. Если его по какой либо причине не было, порядок — Маат — рушился и наступал хаос. Можно сказать, что фараон представлял собой зримое олицетворение цивилизации, просуществовавшей несколько тысячелетий.
Закономерен вопрос: если он был настолько важен для страны, то какая роль отводилась царице? Была ли она придатком «божественного» супруга, необходимым лишь для исполнения определенных религиозных обязанностей и рождения наследников, или имела большее значение, чем можно предположить. И далее: могла ли царица стать фараоном, то есть абсолютным властелином Египта?
Для полного анализа значения царицы в египетском обществе следует сначала разобраться в социальном положении египетских женщин вообще.