Не только имена фараонов заключались в картуш; этой чести удостаивались также, хотя и намного реже, имена божеств. Они могли вписываться в картуш как по отдельности, так и целыми группами.
НЕСКОЛЬКО ЗАМЕЧАНИЙ
Имена этих богов не всегда записываются при помощи привычных знаков, как вы могли заметить. Дело в том, что «мода» на имена божеств, заключенные в картуш, была распространена преимущественно в эпоху Птолемеев и Римской империи. Прочтение некоторых знаков не всегда очевидно: так, читается как wr ;этот знак часто используется в эпитетах божеств для записи понятий «великий» и «почтенный». Эти же эпитеты могли записываться при помощи более говорящего знака , фигуры старика, опирающегося на трость; или , изображения важной персоны с командным жезлом. Эта разновидность графического приема постоянно встречается в текстах эпохи Птолемеев и отчасти объясняет увеличение количества знаков с четырех сотен до четырех с лишним тысяч.
Мифы Древнего Египта (например те, в которых участвуют члены гелио-польской эннеады) рассказывают нам, что в начале времен землей правили боги. Раз они были монархами, значит, их имена вполне закономерно записывались в картуше. О существовании этой традиции свидетельствуют царские списки, например те, что дошли до нас в цитатах произведения «Египтики», написанного на древнегреческом египетским историком Манетоном. Его царский список начинается с династии богов, многие из которых позаимствованы у греков, (Гефест, Гелиос, Агатодемон, Хронос, Осирис, Исида и Тифон); за ней следует династия полубогов (Гор, Арес, Анубис, Геракл, Аполлон, Аммон, Тифос, Сосос и Зевс).
Но главный источник имен божественных и смертных владык — это так называемый Туринский царский канон, папирус, написанный иератическим письмом и датирующийся периодом правления Рамсеса II. Также мы находим здесь списки богов эннеады, чьи имена иногда сопровождаются эпитетами, заключенными в картуш или написанными вне его: «Ра»; «Геб»; «Нут»; «Шу»; «Тефнут»; «Осирис» — aussi note, Wnn-nfr, «Уннефер» (одно из имен Осириса, буквально «Совершенный»), «уннефер торжествующий»; «Исида, великая, мать бога»; «Нефтида, сестра бога» и «Гор».
Имена других божеств, не входивших в гелиопольскую эннеаду, также могли записываться в картуше. Чаще всего эти боги, согласно другим традициям, были творцами мира. Так, например, мы находим «Амон Ра, царь богов» ИЛИ властитель тронов Обеих Земель»; а также «Тот» или, наконец, «Хнум Ра, владыка Эсны».
В конце XVIII династии в Древнем Египте произошел религиозный переворот. Фараон Аменхотеп IV на шестой год своего царствования взял имя Эхнатон и возвел своего бога во главу египетского пантеона; более того, он считал его единственным богом. Правление этого фараона-«еретика» продлилось семнадцать лет. Его бога чаще всего называют Атоном; это слово переводится как «солнечный диск». Это распространенное имя есть не что иное, как сокращение более длинного титула, известного нам в двух вариантах. Первый записывается как «Да здравствует Ра-Хорахти, ликующий на небосводе» «во имя его Шу, что пребывает на диске»; он использовался на протяжении первых девяти лет правления Эхнатона. Второй вариант, который был в ходу до самого конца его царствования — «Да здравствует Pa, владыка небосвода, ликующий на небесах», «во имя его сияния, что исходит от диска». Это единственный бог, чье имя регулярно записывалось в двух картушах, как два последних элемента тронного имени.
Обозначение группы божеств как огдоады или эннеады также могло заключаться в картуш: «огдоада», или «почтенная огдоада», и «великая эннеада, что пребывает на Западе».
Как мы уже сказали, египтяне верили, что боги правили землей в момент сотворения мира, однако документов, датирующихся этой эпохой, очень немного. Во всех случаях дата этих документов, разумеется, поддельная; она объясняется мифологическим характером текста. Два документа этого рода представляют для нас особый интерес. Первый хранится в Египетском музее Каира; он представляет собой большую гранитную стелу, изготовленную в Танисе. Наверху изображен фараон Рамсес II, преподносящий вино в дар богу Сету. За царем мы можем увидеть персонажа, чья голова и имя не сохранились: по-видимому, это один из его предков. Далее следует текст: начало гимна Сету, конец которого утрачен. Словом, в этой стеле на первый взгляд нет ничего необычного… Ничего, кроме датировки: «400 год, 4 месяц шему, 4 царь Верхнего и Нижнего Египта Сет, могущественнейший, возлюбленный сын Ра, владыка Омбоса (город бога Сета), возлюбленный Ра-Хорахти».
Другой текст находится в храме Гора в Эдфу и известен под названием «Мифа о Горе»; он начинается с даты «363 год царя Верхнего и Нижнего Египта Ра-Хорахти».
В целом в истории Древнего Египта имена божеств, записанные в картуше, достаточно редки. Чаще всего мы можем встретить картуш Осириса с эпохи Среднего царства и до конца египетской цивилизации фараонов. В конце Нового царства, и особенно в греко-римскую эпоху, имен богов и богинь, заключенных в картуш, стало намного больше: Амон, Ра-Хорахти, Гор: «Гор Эдфу, великий бог, владыка небес», Харсомтус, Хатор: «Хатор, госпожа Дендеры, око Ра», Хнум и др.